Какой вы эмпатичный!

09.09.2014
00:00
...
Работникам первого стола любой аптеки приходится общаться с самыми разными людьми. И не просто с теми, кто пребывает в раздражении или обладает скверным характером. Собеседниками фармацевта зачастую становятся люди, измученные болезнью или уставшие от диагноза, те, кто просидел перед кабинетом врача не один час или читал в Интернет все подряд о своем вроде бы безобидном недуге, пока тот не превратился в сознании в угрожающего жизни монстра. Тактичность и умение сострадать считаются неотъемлемой частью профессии. Но можно ли этому научиться?

Когда кто-то вызывает в нас чувство спонтанной эмоциональной предрасположенности, это называется симпатией. Симпатия может возникнуть как избирательная реакция на нравящиеся нам внешность, манеры, черты характера другого человека, но чаще всего формируется на основе общности взглядов, интересов и ценностей. Как симпатию, так и ее противоположность — антипатию — можно расценивать как некую силу, стихийно нами завладевающую. Но существует и более серьезная с точки зрения развития личности реакция на другого человека — эмпатия. Эмпатия — способность понимать эмоциональное состояние другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. И это, как говорил герой известного фильма, «работа, требующая самоотдачи». Термин «эмпатия» впервые появился в словаре в 1912 г., а возник еще раньше как производное от немецкого слова einfühling (проникновение).

Выделяют следующие виды эмпатии:

  • Эмоциональная (проекция и подражание реакциям другого человека);
  • Когнитивная (поиск интеллектуальных сравнений, аналогий и т.п.);
  • Предикативная (способность предсказывать реакции другого человека в конкретных ситуациях).

Сопереживание и сочувствие считаются особыми формами эмпатии. Cопереживание предполагает способность прочувствовать те же эмоции, что и другой человек, а сочувствие отличается наличием собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Для большинства людей характерен средний уровень эмпатии — они стараются сдерживать эмоции, не показывая их перед посторонними. Повышенный уровень проявляется ярко выраженной способностью к сопереживанию. Таких людей легко узнать по таким качествам, как ранимость, впечатлительность, повышенное беспричинное чувство вины. Встречаются и особо стойкие индивиды, не способные к сопереживанию и принятию других точек зрения. Способность к эмпатии требуется практически в любой профессиональной деятельности, но особенно это важно для тех, кто непосредственно связан с людьми.

Эмпатия как инструмент

В профессиональной деятельности способность понять, как чувствует себя другой человек, не испытывая на самом деле этих чувств, может принести весьма существенные плоды. Проявление эмпатии означает, что вы способны понять проблему клиента, эффективно и безболезненно выяснить его потребности, но при этом сохраняете контроль над ситуацией и над собой. Напротив, симпатия зачастую приводит к печальным последствиям. Приходилось ли вам из «лучших чувств» выполнять чужую работу, доводя до того, что вам «садились на голову»? Или слишком долго беседовать с «приятной дамой», так, что за то время образовывалась очередь? Польза симпатии на рабочем месте проявляется далеко не во всех случаях. С эмпатией все наоборот!

С одной стороны, уровень эмпатии зависит от богатства жизненного опыта, врожденного умения слушать собеседника и точно воспринимать различные состояния. С другой  —  любые способности можно развивать. Эмпатия — очень эффективный инструмент общения, и как всякий инструмент, его важно уметь применять в жизни. Различные тренинговые методы помогают повысить эмпатические способности. Необходима определенная работа над собой, однако справедливости ради стоит отметить, что работа эта может быть очень занимательной и творческой.

Что делать?

Вот лишь несколько советов, как развить в себе способность к эмпатии:

  • Научиться понимать самого себя — это первая ступень для адекватного восприятия других. Во фразе «Возлюби ближнего, как самого себя» заложен примерно тот же смысл.
  • Учиться представлять себя на месте другого. Важно не то, что бы сказали и подумали вы, стоя по ту сторону прилавка, а что бы сказал и подумал другой человек в той или иной ситуации.
  • Тренироваться прогнозировать реакции других в разговоре. Для этого потребуются особо запомнившиеся посетители аптеки и немного фантазии. Это может быть похоже на игру «Выбери персонаж и расскажи историю с его точки зрения».
  • Развивать навык задавать вопросы. Задавать нужные вопросы — значит, понять, чего хочет другой человек, вместо того, чтобы выражать только свое мнение.
  • Наблюдать за людьми вокруг. Чем внимательнее мы наблюдаем за окружающими, тем понятнее становятся их мотивы и реакции. В этом может помочь упражнение «Выбери попутчика и расскажи о нем» (необходимо предположить, кто он, зачем и куда едет, какой у него характер и т.д.).

Важно помнить, что безусловное уважение — это основа позиции первостольника, которая во многом определяет степень его профессионализма. Согласно этому принципу любой человек достоин эмпатии, вне зависимости от уровня интеллекта, особенностей характера или модели поведения.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.