Кто такой провизор?

21.03.2016
00:00
По той или иной причине мы вынуждены обращаться в аптеку и общаться с человеком, который продает нам лекарственные препараты. Кто он? Люди, которые тесно связаны с фармацевтическим рынком, ответят вам «фармацевт». Но наряду с фармацевтами в аптеке трудится большое количество персонала, одна из позиций звучит как «провизор». Каков спектр задач и обязанностей? Какие знания необходимы провизору в его профессиональной деятельности?

Анастасия Будкина, руководитель центра обучения Pharma-School.ru

Провизор — это специалист с высшим фармацевтическим образованием (для справки: фармацевт имеет средне-специальное образование). Провизор занимается организацией и координацией розничной торговли товарами аптечного ассортимента. Так сложилось, что фактически разницы в функциях рабочей деятельности между фармацевтом и провизором практически нет — обе профессии предполагают выполнение огромного перечня ответственных обязанностей. Тем не менее мы сегодня хотим выяснить: кто же такой провизор?

Провизор — это специалист, работающий в сфере производства, хранения и продажи лекарственных препаратов. Видами профессиональной деятельности провизора являются:

  • производственная — изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей;
  • организационно-управленческая — оформление рецептов, отпуск и хранение лекарств; оформление заказов, частичное или полное управление бизнес-процессами в аптеке);
  • контрольно-разрешительная — лицензирование, сертификация, регистрация, соблюдение законодательных норм и правил;
  • научно-исследовательская.

Человек, занимающий должность провизора, имеет достаточно широкий спектр задач и обязанностей, но самое главное — это не навредить своему клиенту, обеспечить эффективное и качественное лечение посредством данных ему рекомендаций по приему лекарственных препаратов. Кроме того, грамотная консультация впоследствии предполагает повышение лояльности клиентов к аптеке.

Провизор должен заниматься сразу несколькими направлениями деятельности аптеки: формировать аптечный ассортимент, информировать о нем работников аптеки, изучать рынок лекарственных средств, медицинской техники и товаров аптечного ассортимента. В некоторых аптеках в обязанности провизора входит работа с врачами близлежащих лечебно-профилактических учреждений.

Кроме того, в обязанности провизора может входить: анализ работы консультанта в торговом зале (если таковой присутствует в аптеке), общение с медицинскими представителями, контроль оформления торгового зала аптеки. Некоторые аптеки и аптечные сети могут возложить на провизора организацию деятельности справочно-информационного центра и работу с информацией о лекарственных средствах (фармакологические аспекты), которая требует глубоких знаний общей и клинической фармакологии, а также смежных дисциплин (эти знания приобретаются на курсах повышения квалификации).

Таким образом, становится очевидным, что высококвалифицированный провизор, также как и фармацевт, — основа успеха деятельности аптеки, недаром вспоминается фраза «кадры решают все».

Профессия «провизор» не подразумевает исключительную занятость в аптеке, имеются ее разновидности:

Выделяют несколько специализаций провизоров:

  • провизор-аналитик;
  • провизор-фармакогност;
  • провизор-технолог;
  • провизор-управленец.

При этом все провизоры имеют право вести свою рабочую деятельность только при наличии соответствующей аккредитации.

Провизор-аналитик и провизор-фармокогност

Что делает? Осуществляет анализ и контроль действующих веществ в лекарственных препаратах и в лекарственном растительном сырье, как на производстве на стороне производителя, так и в аптечных организациях федерального и регионального уровня, консультирует клиентов по приему лекарств, предоставляет информацию о препарате, ведет текущую и отчетную документацию.

Провизор-технолог

Что делает? Организует и осуществляет аптечное изготовление лекарств, контролирует сроки их годности, обеспечивает также их хранение в соответствии с требованиями законодательства, ведет контроль и отчетность, участвует в определении потребности, приемке (по количеству и качеству) и распределении фармацевтических субстанций, лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента по местам хранения.

Провизор-управленец

Что делает? Самая ответственная должность, осуществляет руководство деятельностью фармацевтической организации, обеспечивает контроль соблюдения законодательства, в т.ч. отпуск и хранение лекарственных препаратов, организация фармацевтического порядка в аптечном учреждении, осуществляет работы по товаропроводящей цепи от поставщика до аптеки, контролирует работу персонала, управляет ассортиментным блоком, маркетинговыми программами и т.д.

Помимо профессии «провизор» и «фармацевт» на фармацевтическом рынке мы часто встречаемся и с другими специальностями — медицинскими представителями определенных фармацевтических компаний, маркетологами, менеджерами по ассортименту. Как правило, люди данных профессий имеют высшее или среднее фармацевтическое образование.

Медицинский представитель

Что делает? Занимается продвижением лекарств в аптеках или среди врачей, представляет определенную фармацевтическую компанию.

Маркетолог/менеджер по ассортименту

Что делает? Анализирует информацию касательно ассортимента, занимается вопросами расширения ассортимента, проводит мониторинг продукции конкурентов, корректирует ценообразование, другими словами, менеджер по ассортименту полностью берет на себя ответственность по управлению ассортиментом, товарными запасами и ценообразованием в аптеках и аптечных сетях.

Особенностью профессии «провизор» является тот факт, что провизор может менять занимаемую должность внутри одной специальности. Как правило, большинство людей удовлетворены своей профессией. Помимо постоянной динамичной работы провизоры несут в себе и социальную функцию — это улучшение здоровья людей. Важно быть грамотным специалистом, необходимо постоянно повышать свои навыки общения и улучшать уровень полученных знаний.

Обучение для провизоров

Помимо обязательного обучения каждые пять лет (для подтверждения своей специальности и получения аккредитации) провизору нужно пополнять свой багаж знаний — на фармацевтическом рынке постоянно появляются новые препараты, производители, БАД. Да и знания фармацевтической продукции уже недостаточно — нужно быть в курсе того, как правильно пополнять свой ассортимент, проводить анализ товарных запасов, разрабатывать ассортиментную матрицу, проводить маркетинговые акции и эффективно использовать инструменты маркетинга и мерчандайзинга и т.д. Обучение посредством дистанционных площадок может предполагать двухэтапное построение для лучшего усвоения материала — в режиме реального времени (вебинары) и в режиме офлайн (видеоуроки).

Вариантами курсов для провизоров могут быть:

  • Препараты для лечения респираторных заболеваний.
  • Препараты для лечения артериальной гипертензии.
  • Препараты для лечения инфекционных заболеваний.
  • Препараты для лечения ангины.
  • Ноотропные препараты.
  • Анальгетики и спазмолитики — в чем разница?
  • Курс по кровоостанавливающим средствам.
  • БАД: внутренние, диетическое питание, коррекция веса и фитопродукция.
  • Стоматологические лекарственные формы.
  • Курс по успокоительным средствам и т.д.

Для менеджеров по ассортименту могут быть интересны другие темы и направления. Например:

  • Управление товарными запасами в аптеке на основе принципов категорийного менеджемента.
  • Разработка ассортиментной матрицы.
  • Анализ товарного запаса.
  • Показатели ассортимента.
  • Категорийный менеджемент.

Курсы для маркетологов:

  • Курс по маркетингу.
  • Курс по мерчандайзингу.
  • Курс по программе лояльности.

Для лучшего усвоения материала, как правило, каждый курс должен сопровождаться тестированием. По результатам его прохождения провизор получает свидетельство — документ, подтверждающий факт обучения. Кроме того, благодаря тестированию у руководителя есть возможность проверить, как обучается провизор.

При планировании обучения провизора необходимо обращать внимание на то, кто проводит обучение. Важно, чтобы обучающие курсы проводили эксперты и бизнес-тренеры с достаточным опытом работы.

В результате обучения провизор получает:

  • Повышение своей квалификации.
  • Улучшение навыков обслуживания клиентов в аптеке.
  • Увеличение товарного оборота и чистой прибыли в аптеке.
  • Оптимизацию товарных запасов в аптеке.
  • Минимизацию неликвидных товаров в аптеке.
  • Грамотное использование инструментов маркетинга и мерчандайзинга в аптеке.

Провизор – это специалист высочайшего класса. Учитывая широкий круг обязанностей и компетенций, можно сказать, что его работа имеет социальную значимость. Кроме того, провизор должен быть в курсе всех последних тенденций на фармацевтическом рынке в целом по России и непосредственно региона, в котором расположена его аптека. Благодаря полученным новым знаниям провизор сможет не только качественно улучшить обслуживание своих клиентов в аптеке, но и открыть для себя новые возможности в своей карьере.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.