Особое отношение

02.02.2015
00:00
...
Так уж повелось, что во многих организациях у начальства есть «любимчики» среди сотрудников. Корпоративный фавор — обычное явление в деловом мире, и аптечный бизнес не является исключением. Инициаторами таких отношений могут выступать как руководители, так и сами подчиненные. Однако и тем, и другим не стоит забывать об остальном коллективе, на глазах которого развиваются эти отношения.

Авторы книг по менеджменту и консультанты по управлению персоналом рекомендуют руководителям строить свою работу так, чтобы их отношение к сотрудникам было равномерным и одинаковым и в коллективе не возникали зависть и чувство несправедливости. Так или иначе, у тех, кто находится у руля, все же появляются «любимчики». В основном ими становятся родственники или друзья руководителя, но также на особом счету может оказаться и кто-то из рядовых сотрудников.

Мы выбираем, нас выбирают

Бывают случаи, когда фаворит занимает свое место по справедливости. Такой человек действительно обладает выдающимися знаниями и профессиональными навыками, берет на себя ответственность, добросовестно выполняет все поручения руководства, проявляет инициативу. Также у руководителя может появиться фаворит по интересам.  В этом случае у начальника и подчиненного находится много общих интересов помимо работы, их профессиональные отношения плавно переходят в личные, они вместе проводят часть своего свободного времени. Если отношения развиваются по так называемому ностальгическому сценарию, фаворит может оказаться бывшим одноклассником шефа, быть похожим на его близкого друга или иметь схожие черты с ним самим. Сотрудник может оказаться в фаворитах случайно, по стечению обстоятельств. Самая обычная и понятная ситуация, когда «любимчиком» является родственник, особенно если это сын или дочь руководителя. Здесь просматриваются отношения преемственности. Руководитель надеется, что впоследствии его ребенок займет достойное место в компании или сменит его на посту. Редко встречаются исключения, когда руководитель слишком критично относится к своему родственнику, переживая, что другие сотрудники уличат его в излишне лояльном отношении.

Готов на все

Есть категория людей, которые намеренно пытаются пробиться в «любимчики» в надежде получить определенные бонусы или поблажки. Один работает с усердием, а другой просто создает эффект бурной деятельности. Кто-то погружается в тонкости фэн-шуй или записывается в секцию бокса, чтобы появилась возможность пообщаться на тему, интересующую руководителя. А некоторые даже начинают курить, чтобы аргументированно составлять компанию курящему начальнику. Сложной может оказаться ситуация, когда фаворитом становится сотрудник противоположного пола и руководитель испытывает романтические чувства, проявляет неуместное в деловой сфере внимание. Здесь и руководитель, и сотрудник могут моментально утратить серьезное отношение коллектива к себе и к работе в целом.

Цена ставки

Руководителю следует понимать:

«Любимчик» может быть опасен и для него самого, и для коллектива. Фаворит, пользуясь своим положением, может перенять поведение начальника и обернуть это против него самого. Может наступить время, когда сотрудники для решения рабочих моментов и текущих задач будут обращаться не к самому руководителю, а к его «любимчику». Также может возникнуть ситуация, когда «любимчик» станет негласным лидером, «серым кардиналом», оказывающим свое влияние на руководителя, но при этом не будет иметь должной степени профессионализма в своей области или в области управления. Помимо всего следствием появления фаворита может оказаться разобщенность коллектива. В случае, когда фаворитом является профессионал, прекрасно выполняющий свои обязанности, которому руководитель оказывает особое доверие и нуждается в его помощи при решении управленческих задач, лучше назначить этого сотрудника на определенную должность, что ослабит напряжение в коллективе.

Фаворитам следует помнить:

При всех кажущихся благах, которые ожидает от своего статуса фаворит, для него есть и оборотная сторона особого отношения. Первое, что грозит «любимчику», — негативное отношение коллег к своей персоне. В их глазах «любимчик» чаще всего выглядит подхалимом и интриганом. Сосредоточиться на работе в негативно настроенном коллективе психологически очень сложно. Во-вторых, за особое отношение, возможно, придется расплачиваться — терпеть перепады настроения или слишком требовательное отношение руководителя, чувствовать себя обязанным и зависимым. Для сотрудника существуют и другие минусы таких отношений. В организации может смениться руководитель, и фаворит автоматически потеряет свой статус, если только он не блестящий профессионал со стальным характером.  А самая неприятная ситуация может сложиться, если вкусы руководителя изменились и сотрудник становится экс-фаворитом, теряет особое расположение шефа, что вызывает злорадство и насмешки коллег.

Анализируй это!

На первый взгляд может показаться, что отношения «начальник—любимчик», это личное дело двух людей. Но это не так. В коллективе, окружающем эту пару, как правило, возникает неприязненное отношение как к первому, так и ко второму. Психологи уверены, что наличие фаворита в компании отрицательно отражается на рабочих процессах и отношениях в коллективе, что может нанести компании серьезный ущерб.

Действительно, реакция сотрудников на такие отношения может повлечь за собой ряд негативных последствий. Как правило, при таком положении вещей в аптеке срабатывает схема «ей можно, а мне нельзя?», и сотрудники начинают чаще разумного устраивать чаепития, перекуры, опаздывать на работу, заниматься личными делами в рабочее время. Бесспорно, наличие фаворита нарушает эмоциональный баланс в коллективе. Работа продолжается, но не с тем настроением, не с тем рвением. Кто-то из сотрудников может подумать: «А зачем стараться, все равно похвалят ЕЕ!» Далеко не каждый сможет остаться равнодушным к происходящему и продолжит добросовестно выполнять свою работу.  Так или иначе, все это сказывается на результатах работы отдельных сотрудников, а как следствие — на результатах работы всего аптечного предприятия.

Существуют и другие ситуации, когда между руководителем и коллективом есть некий разрыв, а «любимчик» выступает связующим звеном между ними. В этом случае при адекватном отношении и поведении ситуация оказывает положительное влияние на стороны. Фаворит может сообщать руководителю реальную ситуацию и тонкости настроения коллектива, передавать недовольства или предложения сотрудников и, наоборот, при необходимости разъяснять сотрудникам распоряжения вышестоящего звена.

Психологи считают, что отношения по принципу «любимчик-нелюбимчик» рождаются в коллективах, где уровень развития навыков управленца невысок. Руководитель самоутверждается за счет искусственно созданной смеси преданности, восхищения и любви фаворита. Маловероятно, что такой руководитель сможет быть лидером, мотивирующим и вдохновляющим сотрудников на профессиональные достижения.

В заключение следует отметить, что каждый участник ситуации может не только получить определенную выгоду от сложившихся обстоятельств, но и оказаться пострадавшей стороной. Так или иначе, в деловой сфере необходимо помнить и понимать, что на первом месте стоят цели определенной организации. Для достижения этих целей необходимы сплоченность руководящего состава и рядовых сотрудников и их движение в одном направлении. Здоровая атмосфера в коллективе — неотъемлемая составляющая эффективной деятельности предприятия и его развития.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.