Открытый вопрос
Марат Милушин, канд.юрид. наук, директор юридической компании «Юнико-94»
— Недавно я открыл аптеку и столкнулся с тем, что участковый полиции, придя для знакомства, попросил предъявить документацию. Скажите, пожалуйста, имеет ли право участковый полиции проверять документы аптеки? Какие организации имеют право проверять деятельность аптеки и документацию?
— На сегодняшний день законодательством определен довольно широкий круг государственных органов, обладающих правом контроля (надзора) за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В частности, аптечную организацию наравне с другими организациями могут проверять прокуратура, трудовая инспекция, органы государственного пожарного надзора, территориальные управления Роспотребнадзора, административно-технические инспекции на местах, полиция, налоговая инспекция, лицензирующие органы и множество других контрольно-надзорных органов.
Общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимателями, в том числе и за аптечными организациями, со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных властей регулируются Федеральным законом РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.12.2013).
Отметим, что требования этого закона распространяются не на все виды контроля. Так, отдельными нормативно-правовыми актами регламентируются налоговый, бюджетный контроль, отношения, связанные с проведением оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора, и некоторые другие.
Права и обязанности участковых уполномоченных полиции подробно регламентируются утвержденным приказом МВД РФ от 31.12.2012 № 1166 «Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции». Полномочия на самостоятельные проверки деятельности аптечных организаций участковым уполномоченным полиции указанным нормативно-правовым актом не предоставлены.
• • •
— Я выкупил в коттеджном поселке два участка, на одном из них хотел бы открыть аптеку. Можно ли открыть аптеку на собственном земельном участке в поселке?
— В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ч. 1 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ (ГК РФ) эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Согласно ч. 3 ст. 37 ГК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства установлен ст. 39 ГК РФ.
В соответствии с нормами этой статьи лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки администрации муниципального образования.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании рекомендаций комиссии глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
• • •
— Я планирую открыть аптеку. При этом имею диплом о высшем образовании по специальности «Управление и экономика фармации». Могу ли я официально числиться на руководящих должностях в аптеке?
— Согласно утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 № 415н «Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (в ред. от 26.12.2011) должности «заведующий-провизор» и «заместитель заведующего-провизора» может занимать специалист, получивший высшее профессиональное образование по специальности «060108 Фармация» и послевузовское или дополнительное профессиональное образование по специальности «Управление и экономика фармации», т.е. имеющий сертификат специалиста по указанной специальности.
В соответствии с п. 5 «и» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 15.04.2013) одним из лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения является наличие у руководителя организации, деятельность которой непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, а также сертификата специалиста.
Как буквально следует из указанной выше правовой нормы, деятельность руководителя аптечной организации (заведующего аптекой) может быть непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением. По нашему мнению, из этого следует однозначный вывод о том, что заведующий аптекой вправе осуществлять все перечисленные выше операции, в том числе отпуск лекарственных препаратов, в рамках своих должностных обязанностей.
Следовательно, из совокупности приведенных выше правовых норм можно сделать вывод о том, что для осуществления всех возможных операций в аптеке заведующему аптекой достаточно иметь сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации».
Следовательно, и любой другой провизор, имеющий сертификат по указанной специальности, вправе осуществлять любую деятельность, которая «непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением», т.е. занимать любую должность в аптечной организации.
Заметим, что чиновники контрольно-надзорных органов зачастую считают, что сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации» дает право провизору занимать исключительно руководящие должности в аптечной организации. При этом они полагают, что заведующий аптекой не вправе даже подменить фармацевта-первостольника на время обеденного перерыва.
Нет комментариев
Комментариев: 0