Пираты XX века

05.06.2018
00:00
В мае новостные ленты запестрели сообщениями об очередных вспышках смертельно опасных инфекций — лихорадки Эбола в Конго и вирусной инфекции Нипах в Индии. Но если в первом случае начали вводить экспериментальную вакцину, то специфического лечения вирусной инфекции Нипах пока не существует. Что вполне объяснимо: вирусы обнаружили лишь в 1976-м и 1998 г.

Белок, который убивает

События начала 80-х, возможно, назовут годами великих потрясений. В 1982 г. научное сообщество потрясло открытие — возбудителем инфекционных заболеваний, помимо бактерий, вирусов, грибов и паразитов, является белок. Не простой, прионный.

Поначалу Даниел Гайдузек — педиатр и вирусолог, занимавшийся изучением загадочной и смертельной болезни куру, — ошибочно предположил, что это может быть латентный вирус. Однако Стенли Пузинер из Калифорнийского университета в Сан-Франциско сломал привычные устои, выделив и описав новый инфекционный агент белковой природы — прион.

Про него известно не так много: в пораженных тканях обнаруживается белок, который сворачивается в пространстве особым образом, аномально устойчив к ферментам — протеазам. Заражение прионами идет непривычным способом: они поражают «соседа», меняя его пространственную «укладку» — третичную структуру. Однако это весьма упрощенное представление о природе новых возбудителей. Доподлинно известно, что инкубационный период прионных заболеваний исчисляется десятилетиями и они крайне редки. Среди них нейродегенеративные заболевания: болезнь Крейтцфельдта—Якоба, или «коровье бешенство», фатальная семейная бессонница, куру и синдром Герстмана—Штраусслера—Шейнкера. Несмотря на успехи в изучении возбудителя, лекарств и громких разработок пока нет.

Оптимистическая трагедия

В 1982 г., параллельно с прионами, разворачивается трагедия под названием «синдром приобретенного иммунодефицита». С момента выявления вируса ВИЧ-1 в 1983 г. и до одобрения первого антиретровирусного препарата в 1987 г. миром владел страх. Пожалуй, из всех вновь открытых возбудителей, свидетелями чего мы стали, только вирусу иммунодефицита за 35 лет удались диаметрально противоположные вещи: стать одним из самых губительных в истории человечества, унеся за три десятилетия 35 млн жизней, и из смертельно опасной инфекции превратиться в хроническое, контролируемое заболевание, при котором сохраняется нормальная продолжительность жизни. Это стало возможным благодаря невиданным темпам исследований и разработок новых препаратов.

По данным Национальных институтов здоровья (NIH), на апрель 2018 г. в США одобрены 8 классов препаратов для лечения ВИЧ и комбинированные препараты с фиксированными дозами1. Среди них — первое моноклональное антитело для лечения мультирезистентных форм вируса иммунодефицита — ибализумаб китайской компании TaiMed Biologics, получивший одобрение FDA в марте этого года. Всего с момента описания первых случаев болезни в разных странах на рынок вышли 31 оригинальная «молекула» и 19 комбинированных препаратов с фиксированными дозами. Вопрос «какой ценой» пока остается без ответа.

Не остались в стороне генетики. В 2014 г. группа исследователей из Оксфордского и Левенского университетов опубликовала поразительные данные2. Изучая геном вирусов, полученных у ВИЧ-инфицированных из Центральной Африки, ученые пришли к выводу, что пандемия ВИЧ началась в городе Киншаса — столице Демократической Республики Конго. Распространение ВИЧ среди людей началось в 20-е гг. прошлого века. Самые ранние случаи обнаружения вируса в сохранившихся образцах ткани датируются 1959-м и 1960 г.

Продолжение в следующем номере «ФВ».

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
1 https://aidsinfo.nih.gov/understanding-hiv-aids/fact-sheets/21/58/fda-approved-hiv-medicines.
2 Science 03 Oct 2014: Vol. 346, Issue 6205, pp. 56—61.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.