Повседневный вопрос

10.03.2015
00:00
От профессиональных знаний и компетентности аптечных работников зависит не только эффективность самой аптеки и ее товарооборот, но и лояльность потребителей и их здоровье. При этом первостольнику необходимы также и базовые юридические знания по вопросам, которые наиболее часто возникают в процессе работы.

Марат Милушин, канд.юрид. наук, директор юридической компании «Юнико-94»

— По специальности я врач-лечебник, но подрабатываю в аптеке. Никаких сертификатов в этой сфере у меня нет. С недавнего времени руководство аптеки обязало всех без исключения сотрудников носить бейджики с указанием названия аптеки, ФИО и должности. Какую должность писать мне, врачу? «Фармацевт» или «провизор» вроде нельзя, не имея соответствующего образования, а написать «врач» — в аптеке вроде не к месту. Подскажите, как быть?

— В соответствии с ч. 2 ст. 69 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г.  № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2014) право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:

  1. лица, получившие фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством РФ, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;
  2. лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, лица с высшим медицинским образованием вправе заниматься фармацевтической деятельностью при выполнении вышеозначенных требований и при условии получения дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами.

— Несколько раз в моей практике складывалась такая ситуация: изучая рецепт от врача, я обнаруживала, что он выписал неправильный рецепт. Например, ребенку взрослую дозу или ребенку препарат, в инструкции которого указано ограничение «детский возраст». Как быть в такой ситуации? Какова ответственность фармацевта в данном случае? Можно ли отказать покупателю в продаже, отправив к врачу за разъяснениями?

— В соответствии с п. 2.19 утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. № 785 «Порядка отпуска лекарственных средств» (в ред. от 22.04.2014) неправильно выписанные рецепты погашаются штампом «Рецепт недействителен» и регистрируются в журнале, форма которого предусмотрена приложением № 4 к указанному Порядку, и возвращаются больному на руки. Информация обо всех неправильно выписанных рецептах доводится до сведения руководителя соответствующего лечебно-профилактического учреждения.

Таким образом, если фармацевт выявил нарушения в выписанном медицинским работником рецепте, он обязан поступить указанным выше образом.

Отметим, что, строго говоря, в обязанность фармацевта входит только формальная проверка соответствия выписанного рецепта установленным действующим законодательством нормам, которые не обязывают фармацевта проверять правильность назначения медицинским работником лекарственных препаратов.

Однако в случае причинения пациенту вреда здоровью фармацевт также может быть обвинен в халатности при отпуске ЛП по неправильно выписанному рецепту, несмотря на то, что он в точности выполнил указания врача.   

— Посетительница приобрела препарат по рекомендации врача. По всей видимости, врач не разъяснила ей направленность действия средства. В итоге посетительница пришла в аптеку во второй раз с претензией, что у нее сильные боли, и сколько она ни пила приобретенные лекарства, боль не уменьшалась. Она сетовала на то, что лекарства у нас поддельные. Я попыталась объяснить, что данные средства не имеют прямого обезболивающего действия, но посетительница осталась все равно недовольна и написала претензию в Книгу жалоб. Чья ответственность в данном случае — врача или фармацевта?

— Ранее, в соответствии с п. 2.5 утратившего силу Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных  организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 одной из функций аптечных организаций являлось предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях, а также оказание консультативной помощи в целях обес­печения ответственного самолечения.

В настоящее время действующее законодательство не содержит норм, обязывающих фармработников консультировать покупателей по порядку применения и назначения ЛП.

В указанном в тексте вопроса случае фармацевт может нести ответственность, только если покупатель приобрел лекарственный препарат по его совету и может это доказать.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.