Про Пензу и профит

06.09.2011
00:00
...
В структуре сетевой фармрозницы Пензенской области около 28% приходится на долю местной аптечной сети «Фармация», объединяющей свыше 130 точек. Растущая концентрация регионального фармрынка, где скоро на одну аптеку будет приходиться 1,8 тыс. жителей, заставила руководство ОАО «Фармация» озаботиться повышением конкурентоспособности сети. Обозначив корпоративные приоритеты — ассортиментная и ценовая доступность, высокие стандарты обслуживания, взаимодействие с врачами ЛПУ, — здесь провели клиенториентированное структурирование, в результате которого в сети появились аптеки, работающие под брэндом «Мама, папа, я». В одной из них побывала корреспондент «ФВ» Ирина Петрухина.

Про корпорацию и конкуренцию

На фасаде аптеки № 6 рядом с брэндом «Мама, папа, я» соседствует яркая вывеска: «Привыкайте к низким ценам!». «Мимо такой вывески не пройдешь, заглянешь хотя бы из любопытства», — делаю я комплимент встречающей меня заведующей аптекой Светлане Самсоновой.

Светлана Самсонова: «Два года назад на часть наименований самых ходовых лекарственных средств — препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, опорно-двигательной системы, желудочно-кишечного тракта, антигистаминные средства и другие — мы ввели социальные цены»

Знакомство с аптекой начинаем «с вешалки». На самом входе —шкаф с номерными ящиками, где посетители могут оставить свои сумки и вещи. Рядом — удобный диванчик для отдыха, справа — большой турникет, через который без проблем можно пройти даже с детской коляской. Торговый зал аптеки выглядит просторно, ярко и стильно, все атрибуты интерьера выполнены в едином корпоративном стиле. Торговая площадь разделена на несколько секторов, содержащих три кассовые зоны, напольные витрины и многочисленные стеллажи с упаковками лекарственных препаратов и парафармацевтики, а также зоны открытой и закрытой выкладки товара. Общая площадь аптеки составляет 270 м?, 150 из которых занимает торговый зал.

«Еще на этапе проектирования мы рассчитывали на высокую проходимость, — рассказывает Светлана Самсонова, — поэтому спланировали разделение покупательских потоков. И, как показало время, не ошиблись».

Несмотря на рабочий полдень, в аптеке многолюдно. У каждой кассы — по несколько клиентов, уже определившихся с покупками. По залу перемещаются те, кто выбор еще не сделал: одни — самостоятельно, другие с помощью постоянно дежурящего в зале консультанта.

Торговая площадь разделена на несколько секторов, содержащих три кассовые зоны, напольные витрины и многочисленные стеллажи с упаковками препаратов, а также зоны открытой и закрытой выкладки товара

«В месяц мы обслуживаем от 12 до 15 тыс. человек, и в основном наш контингент — это молодые родители, — продолжает Светлана Самсонова. — Впрочем, в нашу аптеку постоянно приходят и пенсионеры, для которых на первом месте — доступная цена. Два года назад на часть наименований самых ходовых лекарственных средств — препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, опорно-двигательной системы, желудочно-кишечного тракта, антигистаминные средства и другие — мы ввели социальные цены. Наша аптека популярна не только у окрестных жителей, к нам едут со всего города».

Своим конкурентным преимуществом в аптеке № 6 считают и то, что рядом находится мощная транспортная развязка, а по соседству работают городской роддом, детская городская поликлиника, а также госпиталь для ветеранов. Впрочем, все эти факторы были учтены уже на этапе открытия аптеки, в 1998 г.

Про детей и льготников

В аптеке выделено пять самостоятельных отделов — рецептурного и безрецептурного отпуска, самообслуживания, отдел оптики «PROзрение», отдел льготного отпуска, а также недавно открытый ветеринарный отдел, который имеет отдельный вход. В штатном расписании аптеки — 15 ставок, 10 из которых занимают опытные, несмотря на молодой возраст, специалисты с фармобразованием. Общий ассортимент аптеки — это более 7,5 тыс. наименований ЛС (доля около 70%) и парафармацевтики. В соответствии с выбранной специализацией особый акцент сделан на детском ассортименте — сегодня он представлен 2,5 тыс. наименований средств по уходу за малышами и будущими мамами, игрушками, аксессуарами, детской одеждой, питанием и многим другим. Несколько лет в аптеке успешно работает школа молодых мам. Здесь квалифицированные врачи-гинекологи и педиатры дают бесплатные консультации — как подготовиться к родам, как правильно кормить, купать, пеленать малыша, что делать, если ребенок заболел.

Ежемесячно в аптеке обслуживаются от 12 до 15 тыс. человек, ее основной контингент — это молодые родители

«За последние годы в нашем регионе замечен настоящий бэби-бум, а потому услуги семейных аптек становятся все более востребованными», — говорит Светлана Самсонова. Слова заведующей во многом подтверждают финансовые показатели деятельности аптеки. Стоимость среднего чека, а соответственно, и товарооборот здесь растут в среднем на 10% в год. К примеру, если в прошлом году стоимость среднего чека в аптеке № 6 составляла около 200—220 руб., то в этом году этот показатель находится в диапазоне 220—270 руб.

«При оценке эффективности работы мы проводим постоянный анализ оборачиваемости товара, — объясняет Светлана Самсонова. — В зависимости от типа товарных групп нормы этого показателя определены в диапазоне от 25 до 45 дней. Мы стремимся укладываться в эти нормативы».

Еще одно важное направление деятельности аптеки — это работа в системе льготного лекарственного обеспечения. Ежедневно с льготными рецептами сюда приезжают около 200 человек. Среди других социально значимых видов деятельности аптеки — отпуск препаратов предметно-количественного учета, прием индивидуальных заказов на специфические и дорогостоящие препараты, бесплатная доставка медикаментов, проведение различных акций для постоянных клиентов.

Про зрение и перспективы

Продолжая экскурсию по аптеке, останавливаемся у витрин со сверкающими очковыми оправами. К нашей беседе подключается руководитель департамента розничных продаж ОАО «Фармация» Наталья Балахонская: «Отдел «PROзрение» в аптеке № 6 был открыт всего несколько месяцев назад, и даже за это короткое время мы почувствовали актуальность этой услуги. Конечно, мы не стремимся конкурировать с профессиональными салонами оптики, однако имеем в своем ассортименте все самое необходимое — готовые очки, очковые линзы, оправы, различные аксессуары и средства ухода за очковой оптикой. Еще одно преобразование, которое произошло в декабре прошлого года, — это открытие ветеринарного отдела. Лекарственные препараты для животных, корма, различные аксессуары и другие товарные позиции весьма востребованы здесь. Значит, мы не ошиблись в с пониманием того, что расширение ассортиментного ряда и перечня услуг способно повысить лояльность клиентов, а также общий товарооборот аптеки».

В ассортименте аптеки 7,5 тыс. наименований лекарственных средств и парафармацевтики

Из торгового зала наша экскурсия плавно перетекает в просторные помещения хранения. Здесь в материальных шкафах и холодильных камерах хранятся лекарственные препараты с учетом их термолабильности. «Мы не стремимся в условиях аптеки формировать большие товарные запасы, — поясняет заведующая, — поскольку централизованная доставка со склада «Фармации» осуществляется несколько раз в неделю».

Полная компьютеризация деятельности аптеки позволяет прогнозировать перспективную потребность и обеспечивать ассортиментную доступность в любое время.

«С какими показателями завершится текущий год, прогнозировать пока очень сложно, — отвечает на вопрос о планах Светлана Самсонова. — Существующий порядок налогообложения дает аптекам мало шансов на дальнейшее развитие. Но в любом случае мы продолжим оптимизацию ассортимента и услуг. Для работы в ветеринарном отделе введем в штат врача-ветеринара и конечно же продолжим реализацию семейно-социальных программ, которые так востребованы нашими посетителями».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.