Про Пензу и профит
Про корпорацию и конкуренцию
На фасаде аптеки № 6 рядом с брэндом «Мама, папа, я» соседствует яркая вывеска: «Привыкайте к низким ценам!». «Мимо такой вывески не пройдешь, заглянешь хотя бы из любопытства», — делаю я комплимент встречающей меня заведующей аптекой Светлане Самсоновой.
Светлана Самсонова: «Два года назад на часть наименований самых ходовых лекарственных средств — препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, опорно-двигательной системы, желудочно-кишечного тракта, антигистаминные средства и другие — мы ввели социальные цены»
Знакомство с аптекой начинаем «с вешалки». На самом входе —шкаф с номерными ящиками, где посетители могут оставить свои сумки и вещи. Рядом — удобный диванчик для отдыха, справа — большой турникет, через который без проблем можно пройти даже с детской коляской. Торговый зал аптеки выглядит просторно, ярко и стильно, все атрибуты интерьера выполнены в едином корпоративном стиле. Торговая площадь разделена на несколько секторов, содержащих три кассовые зоны, напольные витрины и многочисленные стеллажи с упаковками лекарственных препаратов и парафармацевтики, а также зоны открытой и закрытой выкладки товара. Общая площадь аптеки составляет 270 м?, 150 из которых занимает торговый зал.
«Еще на этапе проектирования мы рассчитывали на высокую проходимость, — рассказывает Светлана Самсонова, — поэтому спланировали разделение покупательских потоков. И, как показало время, не ошиблись».
Несмотря на рабочий полдень, в аптеке многолюдно. У каждой кассы — по несколько клиентов, уже определившихся с покупками. По залу перемещаются те, кто выбор еще не сделал: одни — самостоятельно, другие с помощью постоянно дежурящего в зале консультанта.
Торговая площадь разделена на несколько секторов, содержащих три кассовые зоны, напольные витрины и многочисленные стеллажи с упаковками препаратов, а также зоны открытой и закрытой выкладки товара
«В месяц мы обслуживаем от 12 до 15 тыс. человек, и в основном наш контингент — это молодые родители, — продолжает Светлана Самсонова. — Впрочем, в нашу аптеку постоянно приходят и пенсионеры, для которых на первом месте — доступная цена. Два года назад на часть наименований самых ходовых лекарственных средств — препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, опорно-двигательной системы, желудочно-кишечного тракта, антигистаминные средства и другие — мы ввели социальные цены. Наша аптека популярна не только у окрестных жителей, к нам едут со всего города».
Своим конкурентным преимуществом в аптеке № 6 считают и то, что рядом находится мощная транспортная развязка, а по соседству работают городской роддом, детская городская поликлиника, а также госпиталь для ветеранов. Впрочем, все эти факторы были учтены уже на этапе открытия аптеки, в 1998 г.
Про детей и льготников
В аптеке выделено пять самостоятельных отделов — рецептурного и безрецептурного отпуска, самообслуживания, отдел оптики «PROзрение», отдел льготного отпуска, а также недавно открытый ветеринарный отдел, который имеет отдельный вход. В штатном расписании аптеки — 15 ставок, 10 из которых занимают опытные, несмотря на молодой возраст, специалисты с фармобразованием. Общий ассортимент аптеки — это более 7,5 тыс. наименований ЛС (доля около 70%) и парафармацевтики. В соответствии с выбранной специализацией особый акцент сделан на детском ассортименте — сегодня он представлен 2,5 тыс. наименований средств по уходу за малышами и будущими мамами, игрушками, аксессуарами, детской одеждой, питанием и многим другим. Несколько лет в аптеке успешно работает школа молодых мам. Здесь квалифицированные врачи-гинекологи и педиатры дают бесплатные консультации — как подготовиться к родам, как правильно кормить, купать, пеленать малыша, что делать, если ребенок заболел.
Ежемесячно в аптеке обслуживаются от 12 до 15 тыс. человек, ее основной контингент — это молодые родители
«За последние годы в нашем регионе замечен настоящий бэби-бум, а потому услуги семейных аптек становятся все более востребованными», — говорит Светлана Самсонова. Слова заведующей во многом подтверждают финансовые показатели деятельности аптеки. Стоимость среднего чека, а соответственно, и товарооборот здесь растут в среднем на 10% в год. К примеру, если в прошлом году стоимость среднего чека в аптеке № 6 составляла около 200—220 руб., то в этом году этот показатель находится в диапазоне 220—270 руб.
«При оценке эффективности работы мы проводим постоянный анализ оборачиваемости товара, — объясняет Светлана Самсонова. — В зависимости от типа товарных групп нормы этого показателя определены в диапазоне от 25 до 45 дней. Мы стремимся укладываться в эти нормативы».
Еще одно важное направление деятельности аптеки — это работа в системе льготного лекарственного обеспечения. Ежедневно с льготными рецептами сюда приезжают около 200 человек. Среди других социально значимых видов деятельности аптеки — отпуск препаратов предметно-количественного учета, прием индивидуальных заказов на специфические и дорогостоящие препараты, бесплатная доставка медикаментов, проведение различных акций для постоянных клиентов.
Про зрение и перспективы
Продолжая экскурсию по аптеке, останавливаемся у витрин со сверкающими очковыми оправами. К нашей беседе подключается руководитель департамента розничных продаж ОАО «Фармация» Наталья Балахонская: «Отдел «PROзрение» в аптеке № 6 был открыт всего несколько месяцев назад, и даже за это короткое время мы почувствовали актуальность этой услуги. Конечно, мы не стремимся конкурировать с профессиональными салонами оптики, однако имеем в своем ассортименте все самое необходимое — готовые очки, очковые линзы, оправы, различные аксессуары и средства ухода за очковой оптикой. Еще одно преобразование, которое произошло в декабре прошлого года, — это открытие ветеринарного отдела. Лекарственные препараты для животных, корма, различные аксессуары и другие товарные позиции весьма востребованы здесь. Значит, мы не ошиблись в с пониманием того, что расширение ассортиментного ряда и перечня услуг способно повысить лояльность клиентов, а также общий товарооборот аптеки».
В ассортименте аптеки 7,5 тыс. наименований лекарственных средств и парафармацевтики
Из торгового зала наша экскурсия плавно перетекает в просторные помещения хранения. Здесь в материальных шкафах и холодильных камерах хранятся лекарственные препараты с учетом их термолабильности. «Мы не стремимся в условиях аптеки формировать большие товарные запасы, — поясняет заведующая, — поскольку централизованная доставка со склада «Фармации» осуществляется несколько раз в неделю».
Полная компьютеризация деятельности аптеки позволяет прогнозировать перспективную потребность и обеспечивать ассортиментную доступность в любое время.
«С какими показателями завершится текущий год, прогнозировать пока очень сложно, — отвечает на вопрос о планах Светлана Самсонова. — Существующий порядок налогообложения дает аптекам мало шансов на дальнейшее развитие. Но в любом случае мы продолжим оптимизацию ассортимента и услуг. Для работы в ветеринарном отделе введем в штат врача-ветеринара и конечно же продолжим реализацию семейно-социальных программ, которые так востребованы нашими посетителями».
Нет комментариев
Комментариев: 0