Проверка инспекцией труда: так ли она страшна?
Государственная инспекция труда (ГИТ) является одной из контролирующих структур, обязанных периодически проверять деятельность аптечных и иных учреждений и организаций, ведущих свою деятельность на территории Российской Федерации. Уже из названия понятно, что данная инспекция проверяет соблюдение законодательства о труде и охране труда, т.е. в первую очередь направлена на защиту прав работников.
Имеют право
В основе деятельности ГИТ лежат как международные нормы права, а именно Конвенции Международной организации труда (МОТ), ратифицированные Россией и СССР (например, Конвенция МОТ № 95 об охране заработной платы от 1961 г., Конвенция МОТ № 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках от 1956 г., Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий от 1961 г. и т.д.), так и требования российского законодательства, регламентирующие труд в нашей стране, изложенные в Конституции РФ, федеральных законах, Трудовом кодексе РФ, административных регламентах, постановлениях Правительства РФ, распоряжениях Правительства РФ, приказах Минздравсоцразвития и Роструда.
Для руководителя аптечной организации наибольший интерес представляют нормы, содержащиеся в ТК РФ, согласно которому (ст. 357 ТК РФ) государственные инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца:
• посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц, запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
• безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
• изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
• расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
• предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
• направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
• выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
• составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий;
• подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
• выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства (в т.ч. о возмещении вреда, причиненного здоровью работников).
Кроме того, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в Государственную инспекцию труда (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Как мы видим, закон изначально предоставляет сотрудникам ГИТ весьма широкие полномочия, включая передачу дел в суд и самостоятельное, внесудебное принятие решений о наказании виновных.
Не по плану
При этом проверки ГИТ могут носить не только плановый, но и внеплановый характер, а основанием для проведения внеплановой проверки может стать поступление в Федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в т.ч. требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ, наличие приказа или распоряжения руководителя Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
При проведении проверок государственная инспекция обязана воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы.
А что в конце?
По итогам проведенной проверки инспектор ГИТ составляет акт в двух экземплярах (один — для руководителя проверяемой организации), в котором указываются:
• дата, время и место составления акта, наименование ГИТ;
• дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие;
• наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
• дата, время и место проведения мероприятия;
• сведения о результатах мероприятия по контролю, в частности, о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
• сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также о лицах, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
• подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.
При выявлении нарушений трудового законодательства немедленно составляется протокол об административном правонарушении (ст. 28.5 КоАП РФ), на основании которого к работодателю принимаются меры, установленные ст. 357 ТК РФ.
Таким образом, закон позволяет проводить ГИТ проверки, используя очень широкий перечень оснований, при необходимости взаимодействуя с прокуратурой, что с учетом прав инспекторов ГИТ при проведении проверок наделяет этот контролирующий орган широкими властными полномочиями.
В реальности
В то же время ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства установлена ст. 5.7, 5.27, 5.28—5.34, 5.39 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и именно этими статьями ограничены реальные возможности ГИТ в отношении организаций и предпринимателей.
В основном данные статьи предусматривают штрафы в пределах 4—5 тыс. руб., а наиболее тяжелым наказанием, предусмотренным КоАП за нарушения такого рода, является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а также дисквалификация (т.е. запрет вести определенную деятельность и занимать определенные должности) должностного лица, виновного в нарушении норм трудового права.
Впрочем, если отталкиваться не от буквы закона, а от реальной практики, то становится очевидным, что «не так страшен черт, как его малюют», поскольку на самом деле ГИТ практически не пользуется своими возможностями по привлечению к ответственности работодателей или ответственных должностных лиц.
Для примера приведу результаты деятельности ГИТ по г. Санкт-Петербургу за прошлый год, которые вполне отражают общероссийское положение дел в данном вопросе. За 2012 г. в Санкт-Петербурге было проведено около 6 тыс. проверок, что для пятимиллионного города — совсем не много. А учитывая, что за год в Петербургскую ГИТ обратилось более 11 тыс. граждан, становится очевидным, что ГИТ реагирует далеко не на каждое обращение. При этом в ходе проведенных проверок было выявлено более 35 тыс. нарушений трудового законодательства, две трети которых пришлись на различные нарушения законодательства об охране труда, т.е. в среднем в каждой проверенной организации было выявлено по 6—7 нарушений. По результатам проверок:
• произведены выплаты незаконно задержанной заработной платы не менее чем 6 тыс. работникам;
• отменены 50 приказов о незаконном увольнении работников и 39 незаконно наложенных дисциплинарных взысканий;
• оформлены по требованию государственных инспекторов 97 трудовых договоров;
• отстранены от работы почти 3 тыс. работников, не прошедших своевременно в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;
• временно приостановлена до устранения нарушений, угрожавших жизни и здоровью работников, эксплуатация 26 единиц оборудования и деятельность 27 структурных подразделений и производственных участков;
• почти 500 дел передано в прокуратуру для привлечения виновных к уголовной ответственности и около 300 — в суд для привлечения к административной ответственности.
Ситуация довольно забавная: шансы на то, что к вам придет ГИТ, не очень велики, однако при проведении проверки существует относительно высокая вероятность возбуждения уголовного дела (500 уголовных дел на 5,5 тыс. проверок!) или приостановки деятельности организации. Собственно, именно поэтому среди предпринимателей и кадровиков существует две диаметрально противоположные точки зрения на проверки ГИТ: те, кто столкнулся с плановыми проверками, уверены, что в них нет ничего страшного, главное, чтобы у предприятия была в порядке кадровая документация, а те, кто попал под «жернова» внеплановых выездных проверок, нередко говорят о них совершенно в другом ключе.
Нет комментариев
Комментариев: 0