Российское здравоохранение: To P or not to P
Страсть к аббревиатурам
Человек ленив и изобретателен. Точнее, изобретателен потому, что ленив. К чему проговаривать все звуки и выводить все буковки, когда можно просто перейти на сокращения и аббревиатуры. Эту страсть к сокращениям мы приписываем себе, вспоминая причудливые названия учреждений 20-х гг. XX в. Но, если почитать бизнес-литературу англоязычных авторов, мы увидим многочисленные примеры, доказывающие интернациональность подобных человеческих привычек. На ум приходят и SMART, и CRM, и принцип 4P. Такие аббревиатуры короче, проще запоминаются, да к тому же и звучат красиво, добавляя говорящему баллы к имиджу бизнес-лектора.
Вот и зам. министра здравоохранения Сергей Краевой, выступая на Гайдаровском форуме, не удержался от соблазна, озвучив новые принципы, на которые переходит медицина России, назвав их «медициной четырех П». И слова-символы выбраны сплошь красивые, и в ряд выстроены правильно — от привычных «профилактика», «персонификация» к более научному «предиктивность». И в завершение — кульминация лингвистической четырехходовки — «парсипетивность».
Полные П
Попробуем разобраться, что к чему, примеряя озвученные принципы на впечатления от опыта столкновения с медициной в качестве пациента.
Итак, первая П, или профилактика. В выступлении г-на Краевого этот принцип символизирует антитабачный закон, пропагандистские кампании по привлечению к спорту и вакцинопрофилактику. С вакцинопрофилактикой Минздрав преуспел — достаточно вспомнить растущие бюджетные затраты на приобретение вакцин от гриппа, чтобы защитить население России от накатывающих со всех концов света коварных вирусов.
Вторая П — персонификация, или индивидуальная диагностика. Тут г-н Краевой озадачил. Окончив медицинский институт и проработав 20 лет врачом, я никогда не предполагал, что диагностика может быть групповой. Как же много я потерял! А как мог бы раньше, до внедрения этого П, облегчить себе жизнь, загоняя сразу по нескольку пациентов в рентгеновский кабинет или сливая в одну пробирку биологические жидкости пациентов всего отделения. Теперь уже поздно — диагностику придется делать индивидуально.
Третья П — предиктивная медицина, то есть использующая информацию о генетике конкретного человека при выборе медицинских процедур. «Такая медицина позволяет предвидеть тяжелые заболевания и отсрочить их или, что сейчас уже бывает, прибегнуть к модификации генома», — заявил зам. министра. Не знаю, как в поликлинике, где лечится г-н Краевой, но, приходя в свою, я предиктивно получаю назначения в виде не очень разборчивой записи на клочке бумаги (не на бланке рецепта) еще до результатов рентгенодиагностики и клинического анализа крови. Очевидно, мой геном не подходит под эту П.
Ну, и последняя П — парсипетивность, указал г-н Краевой. Это метод организации коллектива, способствующий формированию отношений взаимной ответственности, сотрудничества. А вот с этим у Минздрава случилась другая П — то есть полная победа, но не благодаря его действиям, а, скорее, вопреки. О приговоре (опять П) гематологу Мисюриной слышали, кажется, все. В результате врачи одномоментно перешли от споров к взаимной ответственности и сотрудничеству. Настолько, что даже Прокуратура РФ (без П никак!) уже ходатайствует перед судом о смягчении приговора врачу. То есть для взаимной ответственности и сотрудничества медикам не хватало угрозы уголовного преследования (П, однако).
А тем временем ФАС
Пока Минздрав укладывает медицину в одну букву алфавита, ФАС без анонсов перешла на принцип двух П. В начале января 2018 г. на пресс-конференции статс-секретарь, зам. руководителя ФАС Андрей Цариковский сообщил, что во время проверки крупной фармкомпании у нее было обнаружено более 20 ключей для участия в электронных торгах: «Одновременно из одной точки в торгах для малого бизнеса участвует более 20 компаний. Это мешает участвовать нормальному малому бизнесу». А начальник Управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев грозно объявил, что в течение месяца ФАС должна возбудить дело, касающееся антимонопольного соглашения на рынке госзакупок лекарств.
Но не прошло и месяца, как уже глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пояснил, что не видит нарушений в деятельности компании «Р-Фарм». «То, что было много этих ключей, — забавно, но с точки зрения нарушения — оно небольшое и не носит характера обвинения по Уголовному кодексу. И я не уверен, что в Административном кодексе есть норма за участие в торгах малого бизнеса», — добавил глава ФАС.
Как тут не вспомнить «День выборов»: на одно и то же можно глаза приподзакрыть, а можно и приподоткрыть. Буква П рулит не только в медицине.
Нет комментариев
Комментариев: 0