Сибутрамин: запутанная история
Действительно, ст.234 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконный сбыт сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами. Части 2 и 3 данной статьи предусматривают квалифицирующие признаки, влияющие на тяжесть наказания, как то: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ч.2) или организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ — в крупном размере (ч.3). В ч.4 фактически указан отдельный состав преступления, а именно нарушение правил отпуска сильнодействующих веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда.
Для квалификации действий лица по ст.234 Уголовного кодекса необходимо, чтобы реализовывались именно сильнодействующие вещества и чтобы имели место либо незаконные действия по их сбыту, либо чтобы законные действия привели к существенному вреду.
Сильнодействующее вещество
В примечании к ст.234 УК РФ имеется отсылка к утверждаемому Правительством РФ списку сильнодействующих и ядовитых веществ. Такой список был утвержден Постановлением Правительства РФ № 964 от 29.12.2007. В указанный список включен в том числе сибутрамин, его структурные аналоги, а также все лекарственные формы, в состав которых входят перечисленные в списке вещества в сочетании с фармакологическими неактивными компонентами. Из буквального прочтения списка сильнодействующих веществ следует, что в него не входят сильнодействующие вещества в сочетании с иными фармакологически активными веществами, не включенными в список. Именно на этом основании некоторые двухкомпонентные препараты, содержащие в своем составе помимо сибутрамина еще одно активное вещество, например целлюлозу микрокристаллическую, позиционируются как несильнодействующий препарат. Предполагается, что за сбыт такого препарата в принципе не может наступать уголовная ответственность по ст.234. Однако такое утверждение может быть ошибочным, что подтверждается конкретными судебными делами. Так, в рамках уголовного дела, рассмотренного Коптевским районным судом г. Москвы, были проведены химико-токсикологические и фармацевтические экспертизы препарата, содержащего сибутрамин в комбинации с микрокристаллической целлюлозой, которые показали, что эффект препарата клинически проявляется из-за наличия сибутрамина вне зависимости от наличия целлюлозы микрокристаллической в его составе. В связи с этим судом сделан вывод, что воздействие на организм человека препаратов, содержащих сибутрамин в сочетании с микрокристаллической целлюлозой, не отличается от сильнодействующего вещества сибутрамин. В итоге в отношении двух лиц (не являвшихся фармацевтами) был вынесен обвинительный приговор по ч.2 ст.234 Уголовного кодекса. Приговор был обжалован, однако оставлен без изменения*. При этом судами отклонен довод жалоб о том, что препараты, содержащие в составе сибутрамин с микрокристаллической целлюлозой, формально не включаются в список сильнодействующих веществ. Данный прецедент показал, что одновременное наличие в лекарственном препарате как минимум двух фармакологически активных веществ, одно из которых является сильнодействующим, а другое нет, не является безусловным свидетельством, что данный препарат нельзя относить к спискам, утвержденным Правительством РФ.
Отличие незаконных действий по сбыту сильнодействующих веществ от нарушения правил их отпуска
Приказом Минздравсоцразвития России № 785 от 14.12.2005 утвержден Порядок отпуска лекарственных средств, согласно которому отпуск сильнодействующих веществ осуществляется аптечными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию. Так как сибутраминсодержащие препараты не включены в список препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, они должны отпускаться на рецептурных бланках формы № 107/у.
Анализ действующего законодательства показывает, что отпуск сильнодействующих веществ должен проводиться с учетом следующего:
- отпуск осуществляется в рамках аптечного учреждения, обладающего лицензией;
- отпуск осуществляется официально трудоустроенным работником аптечного учреждения;
- отпуск осуществляется с учетом установленных Правил отпуска, в т.ч. с обязательной проверкой рецепта.
Уголовная ответственность по ст.234 может наступить, только если сильнодействующий препарат продается вне рамок аптечного учреждения лицом, не имеющим права на его реализацию и действующим в своих личных (корыстных) интересах. Во всех остальных случаях, когда сильнодействующий препарат продается в аптечном учреждении в рабочее время сотрудником аптеки, но, к примеру, без проверки рецепта, имеет место лишь нарушение Правил отпуска, за что предусмотрена административная ответственность по ст.14.2. КоАП РФ.
Исключением является ситуация, когда законные действия по отпуску сильнодействующих веществ осуществляются с нарушением установленных правил и приводят к существенному вреду (в частности, к длительному заболеванию человека). Во всех остальных случаях фармацевт не может быть привлечен к уголовной ответственности, поскольку в его действиях отсутствуют признаки состава преступления, что подтверждается складывающейся судебной практикой в разных регионах РФ (см., например, Обзор судебной практики за первый квартал 2010 г. Челябинского областного суда, Обзор судебной практики за февраль 2013 г. Белгородского областного суда, Кассационное определение Брянского областного суда от 10.02.2012 г. по делу № 22-306 (2012).
* Постановления Московского городского суда «Об отказе в удовлетворении надзорной жалобы» от 16.03.2011 № 4у/9-691/2011, от 17.03.2011 № 4у/9-692/2011, от 23.01.2012 № 4у/7-275.
Нет комментариев
Комментариев: 0