Вебинары для аптек: проблемы и решения

08.02.2016
00:00
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, постепенно занимая все новые и новые ниши. Дистанционные образовательные онлайн-технологии в виде вебинаров стали привычным рабочим инструментом обучения сотрудников. Какие трудности могут возникнуть при онлайн-обучении провизоров и как с ними справляться?

Анастасия Будкина, руководитель центра обучения Pharma-School.ru

Проблема кадров стоит остро во всех сферах бизнеса, но особенно актуален этот вопрос на фармацевтическом рынке. В университете нам преподают только основы той или иной дисциплины, применить на практике полученные знания в ходе учебного процесса очень сложно. Чем меньше студент усвоил в институте, тем больше придется в него вложить времени, знаний и денег работодателю. Существует поговорка: незаменимых людей нет, и с этим утверждением порой можно НЕ согласиться. Зачем менять уже зарекомендованного сотрудника, если его можно обучить, причем дистанционно, повысить квалификацию и сделать эффективным кадром в вашей аптеке? В ходе обучения посредством интерактивных площадок фармацевты и провизоры сталкиваются с некоторыми сложностями. О сложностях обучения онлайн и путях решения мы хотели бы поговорить подробнее.

Сложность № 1. Реальное время — не все успевают

Один из самых известных способов интерактивного обучения сотрудников аптек — обучение онлайн посредством вебинаров. Так как эти вебинары проходят в режиме реального времени, все же некоторые сотрудники не успевают принять участия в них, и это, несмотря на то что время обучения согласовано с учеником, заранее приходят и уведомления-напоминания на электронную почту. Причины бывают разные: медленная скорость интернета в аптеке и невозможность подключения в данный момент (сбой сети), превышение лимита подключения (большое количество участников на вебинаре), внезапные неотложные дела по аптеке сотрудника-ученика, большое количество посетителей в торговом зале.

Решение: в случае, если сотруднику не удалось все же прослушать вебинар, имеется возможность выслать на электронную почту его архивную видеозапись. Это решает проблему, сотрудник уже в удобное для себя время проходит обучение.

Сложность № 2. Недостаток живого общения в процессе обучения

Казалось бы, в чем сложность? Спикер ведет свое мероприятие посредством слайд-шоу, сопровождая его голосом и визуализируя себя видеокамерой. Естественно, в ходе обучения у слушателей возникают вопросы и, как правило, система настроена таким образом, что вопросы можно печатать, а не произносить вслух. Такая настройка обусловлена прежде всего тем, что при живом общении и массовой дискуссии проще управлять аудиторией и получать обратную связь. Если же при вебинаре дать возможность высказываться абсолютно всем, то спикеру интерактивно сложно будет управлять аудиторией.

Решение: каждому ученику предоставляется возможность оставить свои контактные данные, чтобы позже получить от спикера индивидуальную консультацию.

Сложность № 3. Нехватка знаний по фармацевтике

Не секрет, что в теоретических знаниях фармацевты имеют пробелы. Порой первостольник не знает, почему одни лекарственные средства лежат на одной полке, другие — на другой. Нехватка знаний у фармацевтов отмечается по организации управления и экономики фармацией. Мы предлагаем восполнить их посредством заранее записанных видеокурсов на различные темы фармацевтического рынка с последующим тестированием (обзор препаратов по темам, рекомендации для больного, основы маркетинга и мерчандайзинга, категорийного менедж­мента и др.).

Здесь уместно будет сделать акцент на двух категориях слушателей: первая категория — это когда к нам приходят обучаться собственники бизнесов, дабы пополнить свои знания и получить новую информацию, к примеру, о лекарственных препаратах. Таких учеников можно смело отнести к категории самых прилежных, они изучают каждую тему от и до, обязательно проходят тестирование, всегда готовы дать обратную связь по обучению, рекомендации по подаче материала или обсудить неясные моменты с преподавателем. Вторая категория учеников — это работники по найму (фармацевты и провизоры). Здесь процесс обучения идет сложнее. Порой бытует мнение, что полученных знаний от медицинских представителей вполне хватает. Тогда мы просим пройти тестирование, и в 99% случаев тестирование сотрудник аптеки не проходит. В этой ситуации получение новых знаний и необходимость обучения становится очевидным. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что фармацевты и провизоры каждые пять лет проходят курсы повышения квалификации, без которых вообще не имеют права работать. Как правило, специалисты, проходящие такое обучение, проходят его не потому, что хотели действительно расширить свой кругозор и узнать что-то новое, а только потому, что им очень нужен данный сертификат и без него они не смогут работать. Хочу добавить, что при обучении посредством дистанционных площадок необходима самодисциплина, а наличие тестовой части в конце каждого урока является определенным мотиватором для интерактивного ученика.

Решение: мы рекомендуем за успешное прохождение итогового тестирования и увеличение продаж обязательно вознаградить своего сотрудника, а ученику, прослушавшему курс, выдается специальное свидетельство о прохождении обучения.

Сложность № 4. Проблема аутентификации пользователя при проверке знаний

Некоторые ученики могут хитрить и при проверке полученных знаний — итоговом тестировании — попросить своих коллег пройти данный вид контроля. Казалось бы, времена списываний друг у друга и сдачи экзаменов друг за друга должны остаться в прошлом, но нет, и в наши дни, во взрослой жизни, некоторые ученики прибегают к таким уловкам.

Решение: нашими преподавателями разрабатывается итоговый тест, который раз в квартал сдают все сотрудники аптеки, но уже не на дистанционной площадке, а в самой аптеке. Данные пересылают в учебный центр, где подводятся итоги тестирования. По результатам пройденных тестов могут приниматься управленческие решения.

Сложность № 5. «Долгоиграющий» процесс обучения

Так как дистанционное обучение — это обучение посредством современных интернет-технологий, где можно планировать процесс обучения самостоятельно и при этом обучаться на своем рабочем месте, то часто возникает проблема «долгоиграющего» обучения — вебинары можно просматривать по архивной ссылке, уроки проходить многократно... Ученики просят продлить доступ и подождать еще немного до получения результатов тестирования.

Решение: важно составлять непосредственно полную программу обучения и сразу четко задавать срок обучения. Доступ на видеоуроки должен быть ограничен по времени (продливается не более двух раз), в случае отсутствия более трех раз на вебинаре — ученик исключается из списка для преподавателя курса.

Сложность № 6. Стоимость получения новых знаний

В наше время все стоит денег. При проведении анализа стоимости реального обучения и дистанционного понятно, что вторая форма намного доступнее ученикам. Но и при этом есть убеждение, что все, что мы получаем по интернету, должно быть бесплатным. Нужно понимать, что за одним уроком стоит команда профессионалов-преподавателей, которые потратили не один и не два дня своего рабочего времени для качественной подачи учебного материала.

Решение: существует гибкая система скидок и индивидуальный подход к каждому клиенту.

Резюме

Дистанционное образование — это современный способ получения новых знаний у специалистов, особенно эффективный для повышения квалификации, когда вы уже получили азы своей профессии. Тем более, большим плюсом такого обучения является то, что вы получаете новые знания без отрыва от рабочего процесса. А с любыми сложностями на пути к новым знаниям всегда можно справиться, ведь главное — это желание учиться и быть эффективным сотрудником.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.