Хочу все знать

03.05.2016
00:00
Вопрос о том, что должен знать и уметь фармацевт, был и остается неоднозначным. С одной стороны, существует законодательство, в соответствии с которым за фармацевтом закреплен определенный перечень квалификационных характеристик («ФВ» № 10 от 22 марта 2016 г.). С другой стороны, существует рынок аптечных услуг и потребители, оценивающие фармацевтов по критерию «уровень знаний».

На сегодняшний день есть огромное количество примеров, убедительно доказывающих, что с точки зрения покупателя уровень профессиональной компетентности фармацевта является одним из важнейших критериев формирования лояльности покупателя к аптеке. А рост информированности фармацевтических работников о препаратах является одним из факторов увеличения продаж.

Кроме того, есть еще один аспект, влияющий на уровень знаний и умений, — проблема эмоционального и профессионального выгорания. Эта проблема существует в системе здравоохранения всех стран мира, поскольку работать с людьми всегда очень сложно. Но работать с людьми, имеющими различные заболевания и медицинские проблемы, — сложно вдвойне. Врачи и медсестры, фармацевты и провизоры — все, кто контактирует с пациентами в поликлиниках, больницах или аптеках, находятся под особым прессингом, противостоять которому крайне непросто. В развитых странах сохранению интереса к работе во многом способствует достаточно высокий уровень зарплат медико-фармацевтических работников, поскольку высокая зарплата всегда является источником положительных эмоций, в том числе и потому, что высокооплачиваемые профессии всегда пользуются в обществе уважением.

К примеру, в США средняя годовая заработная плата фармацевта составляет примерно 105—110 тыс. долл. в год. В Швейцарии — 85—90 тыс. долл. В Германии — около 60 тыс., при этом немецкие фармацевты оценивают свою зарплату как «недостаточную».

В России, по данным аналитики компании Yandex, средняя зарплата фармацевта на текущий момент составляет 30 тыс. руб. И лишь около 3% вакансий предполагают возможность получения зарплаты более высокого уровня. Причем все эти немногочисленные вакансии находятся в Москве. Иначе говоря, средний российский фармацевт за год получает 5—6 тыс. долл., а самый-самый высокооплачиваемый — до 10—12 тыс. С Германией лучше эти цифры не сравнивать.

Впрочем, и при сравнении с другими профессиями на территории РФ позитива немного. По данным все того же всезнающего Yandex, уровень зарплат работающих в отечественных аптеках фармацевтов и уровень зарплат продавцов в нашей стране примерно одинаков.

По сути выбор профессии фармацевта в России — это выбор немонетарный. Все, кто приходит работать в аптеку, изначально попадают в нее лишь потому, что им хочется помогать людям, хочется знать больше о болезнях и лекарствах, знать то, чего не знают другие. И хотя, возможно, это звучит несколько наивно, однако именно эти знания являются одним из мощных щитов, защищающих нас от выгорания не только профессионального, но и личного. Позволяют нам чувствовать свою важность и нужность, чувствовать себя особенными. Становятся источником нашей гордости — за себя и свою профессию.

Именно поэтому система профессионального обучения фармацевтов является залогом рыночного успеха аптечной организации, а уровень мотивации и само­оценки сотрудников в таких компаниях намного выше среднего по отрасли. Ведь, получая новые знания, мы растем в своих глазах, начинаем увереннее чувствовать себя в общении с покупателями и в целом становимся более успешными и эффективными.

И именно при решении вопроса о том, какой же объем знаний о препаратах следует считать приемлемым, ответ может быть найден только один — максимальный.

Регулярное, планомерное обучение сотрудников аптек по ассортименту должно стать неотъемлемой частью повседневной жизни любой аптечной организации. При этом акцент стоит делать на наиболее ходовые позиции (товары-лидеры) и товары сезонного спроса с учетом прогноза их динамики продаж. В качестве преподавателей лучше всего привлекать профессорско-преподавательский состав как медицинских, так и фармацевтических высших учебных заведений, а также практикующих врачей для формирования у фармацевтов восприятия препарата не в качестве набора печатных букв из справочника, а в качестве лекарства, направленного на лечение конкретного заболевания у конкретного больного. То есть того, что в медицине принято называть системным подходом и одним из главных постулатов которого является концепция: «лечить больного, а не болезнь». Кстати, учитывая, что сегодня доля врачей, исповедующих этот принцип, в нашей стране неуклонно падает, подчас фармацевт остается последним и единственным рубежом, способным защитить пациента от врачебной ошибки, вызванной поверхностным и попустительским отношением к больному человеку.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.