Андрей Тараканов: логистика клинических исследований напоминает квест

18.08.2020
11:44
Работа в области логистики клинических исследований в чем-то напоминает компьютерную игру-квест, когда на пути к цели постоянно возникают неожиданные препятствия. О том, как успешно добираться до финиша, мы поговорили с Андреем Таракановым, сооснователем и CEO компании COREX Logistics.

– Как в целом вы охарактеризовали бы уровень развития клинической логистики в России?

– Это одно из сложных нишевых направлений, требующих специфического подхода и внимания к мельчайшим деталям. Я пришел в этот бизнес в 2005 году, начинал с позиции младшего специалиста по КИ в немецком CRO, до этого был практикующим врачом – челюстно-лицевым хирургом.

Тогда клинические исследования (КИ) только набирали обороты и силу, в Россию начали приходить крупные игроки. Логистика в этой области была развита слабо, а фармдистрибьюторам доставка небольших грузов была неинтересна и довольно сложна. Мы сами возили в самолетах необходимые наборы и препараты, упаковав их в специальные контейнеры с термодатчиками.

С того времени многое изменилось: клинический бизнес вышел на новый уровень, стал более технологичным, получили развитие сопутствующие сервисы, в том числе и логистика.

– В чем особенности российского рынка?

– Мы – международная компания со штаб-квартирой в Дублине, работаем в разных странах. Нам удалось хорошо зарекомендовать себя в Восточной Европе и странах СНГ, а сейчас мы ставим перед собой новую задачу – выйти и закрепиться на западноевропейском рынке.

Если говорить о российском рынке, то, безусловно, есть ряд особенностей – именно с точки зрения логистических процессов. Клинические исследования – процесс, жестко регламентированный для всех государств, требования установлены и в GCP, и в российском законодательстве. Однако процессы транспортировки весьма вариабельны, и при выборе любых решений оценивается целый комплекс факторов риска.

Важнейший фактор – география страны. В России большие расстояния между городами и 11 часовых поясов, что затрудняет коммуникацию. Перепады температур могут быть очень серьезными: груз может вылететь в +10 из Москвы и прилететь в –20 в Новосибирск. Стоит выделить и обязательное таможенное оформление для грузов, пересылаемых из-за рубежа. Кроме того, есть культурные особенности, которые влияют на работу менеджеров и их подход к ведению проектов. Все это в комплексе и определяет специфику работы в России. Впрочем, проведение клинических исследований становится все более стандартизированным.

– Логистика клинических исследований – больше чем просто транспортировка. Здесь важна тесная коммуникация, а также использование специфических решений. Как получается обеспечивать полный цикл?

– Логистика – крайне важный этап любого протокола КИ. Соблюдение условий хранения и транспортировки препарата от склада до пациента – залог получения валидных данных. Нарушение температурного режима может привести к получению искаженных результатов и даже к гибели пациентов. Именно поэтому крайне важен постоянный и серьезный контроль со стороны спонсоров исследований и регуляторных органов.

Для обеспечения полного цикла логистики важен комплексный подход. Техническая составляющая занимает далеко не последнее место. Наши маршруты длительны и сложны, а потому, чтобы не допустить ошибок и сохранить качество препаратов, после анализа существующего на рынке оборудования мы приняли решение использовать для транспортировки самые технологичные и проверенные решения от мировых лидеров. В их числе – термобоксы Credo Сube, Thermocon, Va-Q-Tec, датчики Sensitech, TempSen, Libero.

Мы находимся в постоянном поиске и изучаем другие решения, представленные на рынке. По желанию клиента может использоваться и другое оборудование.

Кроме того, изучение опыта крупных компаний (Amazon, Ozon) указывает на то, что реализация удачных логистических проектов невозможна без их автоматизации, внедрения уникального ПО. Мы активно цифровизируемся, что позволяет качественно и быстро решать вопросы, связанные с транспортировкой. Это также отличный инструмент для снижения операционных затрат, а следовательно, издержек в целом. У нас уже автоматизирована курьерская служба, работа склада, есть программы для учета финансов и работы HR.

– Каких принципов вы придерживаетесь при подборе персонала и особенно руководителей?

– Проекты делают люди. И от того, кто будет работать над проектом, зависит его успех. Для решения нетривиальных задач необходимы специалисты и руководители с серьезным опытом работы. За последний год наш коллектив пополнился менеджерами из Яндекса, Ozon, X5 Retail Group, TNT, МТС, Coca Cola и других крупных компаний. Мы растем и продолжим усиливать нашу команду.

У нас разработана особая система подбора персонала, которая позволяет находить лучших сотрудников. Мы используем максимально широкую сетку «захвата» потенциальных кандидатов – это и Facebook, и Linkedin, есть собственная постоянно пополняемая база. После этого интервьюируем их с применением специально разработанных методик, учитывающих специфику нашей работы. Во время испытательного срока становится ясно, насколько хорошо человек интегрируется в команду и может выполнять поставленные перед ним задачи. Это действительно работает – недавние опросы показали, что коллектив подобран грамотно, сотрудники осведомлены о целях и задачах, они удовлетворены работой и все вместе мы двигаемся в правильном направлении.

Но важно и повышение профессионального уровня всех специалистов, работающих в нашей отрасли. Это позволит быть на одной волне и решать глобальные вызовы и проблемы сообща.

Дело в том, что до недавнего времени у клинических логистов не было каких-либо тематических мероприятий, где специалисты могли бы встречаться, обмениваться опытом, узнавать что-то новое. Два года назад наша компания запустила серию мероприятий «Завтрак логиста», где могли пообщаться участники отрасли, представители регуляторных органов и фарминдустрии.

Постепенно мы пришли к формату COREX Academy – проекту, объединяющему все наши образовательные мероприятия . Среди них бизнес-завтраки, где разбираются важнейшие вопросы в области клинической логистики, издание «Настольной книги логиста», в которой изложены важнейшие для индустрии законы и постановления, а также тренинги по логистике с нашими экспертами и тренинги, направленные на совершенствование soft skills, которые мы проводим в сотрудничестве с ведущими международными компаниями и специалистами.

Возвращаясь к работе нашей компании, отмечу еще одно наше ноу-хау, которое помогает сотрудникам быть вовлеченными не только в ход своей работы, но и влиять на процессы управления компанией, – программа «Инсайт». Название придумали сами сотрудники, так как с помощью этой разработки они могут предлагать свои идеи напрямую руководству. И это верный подход, ведь те, кто работают на местах, лучше знают все особенности своей работы. Проектная группа «Инсайт», куда входит топ-менеджмент компании, реагирует на каждое обращение – любой обратившийся получает ответ.

Так, благодаря этой системе мы смогли значительно ускорить систему согласования всех типов договорной документации, а также в полной мере использовать преимущества дистанционной работы сотрудников. Другой пример – оптимизация процесса передачи клиентам готовых к отправке грузов. Рассмотрев предложения сотрудников департамента транспортной логистики, мы внесли ряд изменений в работу курьеров, что позволило сократить время доставки.

– Как повлияла пандемия на вашу работу? Получилось ли начать использовать в работе новые подходы, которые будут применяться и после снятия всех ограничений?

– Еще около года назад все рабочие задачи мы начали ставить в Bitrix, и, конечно, это помогло в период пандемии. Онлайн-тренинги и планерки, а также другие дистанционные форматы коммуникации активно использовали и ранее, так как у нас много регионов присутствия. Поэтому перевод большинства сотрудников на удаленную работу в целом не оказался большим вызовом.

Вместе с тем мы столкнулись с рядом новых проблем. Авиасообщение из-за введенных ограничений оказалось серьезно ограничено, большинство рейсов отменено. Однако нам удалось оперативно перестроить работу и найти альтернативные способы доставки – наземная транспортировка стала приоритетной. Это было не просто, но теперь у нас есть множество резервных вариантов, которые сохранятся в качестве запасных на случай аналогичных форс-мажорных ситуаций.

Кроме того, существенная часть центров (по нашим оценкам, около 35%), где до пандемии проводились КИ, были перепрофилированы под «ковидные» центры. При этом сами клинические исследования никто не отменял, а потому понадобилась реорганизация потоков доставки лекарств. Немаловажно и то, что раньше период, в который препарат мог быть передан получателю в клинике, составлял несколько часов – во время пандемии он сократился до 15 минут, в которые мы должны были уложиться.

– Как удается быть гибким и реагировать на запросы клиентов, не теряя при этом в качестве?

– Стараемся выстраивать работу с клиентом на условиях, которые позволяют нам конкурировать с другими компаниями.

Одна из глобальных проблем на рынке – высокая стоимость препаратов, которые выходят на рынок после клинических испытаний. Это обусловлено тем, что протоколы исследований становятся более сложными, увеличивается их длительность и количество привлекаемых пациентов.

Мы, профессиональное сообщество, пытаемся сдерживать цены, оптимизировать их. В любом случае цена должна быть прозрачна для клиента – он должен понимать, за что именно он платит, из чего складывается цена на наши услуги.

Общая задача для всех участников рынка клинических исследований – обеспечить получение пациентом препаратов по доступной цене. Спекуляции тут недопустимы.

– Были ли в вашей практике случаи, которые особо запомнились?

– Подобных примеров, которые мы можем внести в список наших побед, не так уж мало. Приведу только один.

У шестилетней девочки из Красноярска была диагностирована терминальная почечная недостаточность. Ей срочно требовалась пересадка почки, а также предотвращающий отторжение иммунодепрессант, который не был зарегистрирован в России. Его нужно было ввозить по программе адресной помощи.

В период ожидания донорского органа состояние пациентки резко ухудшилось. Врачам удалось стабилизировать ее состояние, но пересадка должна была произойти в кратчайшие сроки – на ввоз препарата у нас оставалось не более 10 дней. Мы справились: получили разрешение Минздрава (обычно только на него уходит не меньше 10 дней), нашли и ввезли из Европы препарат, растаможили его, оформили все необходимые документы и доставили в медцентр.

Все это стало возможным благодаря не только системам автоматизации, которые сработали как нужно, но и всему коллективу. Сотрудники разных отделов продемонстрировали слаженную работу и решали проблемы в любое время суток. Девочка была успешно прооперирована и сейчас идет на поправку. Мы привезли ей жизнь.

Источник: COREX Logistics

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.