Покупка "Эфедры" выводит "Доктора Столетова" в тройку лидеров
Покупкой лидера розничного фармацевтического рынка саратовской области "Уникор" фактически заявил о вступлении в фазу активного развития аптечной сети "Доктор Столетов". Долгое время эта сеть не проводила политику активной региональной экспансии, тогда как ряд аптечных сетей стремительно росли ("Аптеки 36,6", "Ригла" и др.). Покупка группы компаний "Эфедра" сразу выводит "Доктор Столетов" на третье место по количеству розничных точек в сети из числа региональных компаний, суммарный годовой оборот после завершения процесса интеграции составит не менее 100 млн. долл. США.
Эксперты рынка оценивают возможную сделку в ценовом коридоре 15-25 млн долл США. Таким образом, средняя стоимость одной аптеки могла составить 130-160 тыс долл США.
В группу компаний "Эфедра" входят 4 аптечные сети: "Эфедра", "Город здоровья", "М-Сервис", "Фармволга". По нашим оценкам, совокупная доля рынка группы в Саратовской области составляет порядка 30%.
Впрочем, активно развиваются и другие крупные розничные сети, расширением регионального присутствия занимаются, например: "Здоровые люди", "Имплозия", "Фармакор" и др. так что за лидерство придётся побороться. Что собственно и собирается делать "Уникор", в ближайших планах компании увеличение товарооборота вдвое, а для этого необходимо открытие ещё как минимум 120-150 аптек. Основными регионами по расширению бизнеса для компании возможно станут Центральная Россия, Юг и Поволжье.
Стремительное развитие аптечных сетей определяет основную тенденцию на розничном рынке - пропорционально увеличивается количество сделок по слиянию и поглощению. Крупные фармретейлеры, в основном, скупают мелкие и средние аптечные сети в регионах. Основные игроки стремятся через консолидацию рынка к увеличению капитализации компаний и укреплению своих позиций. Полагаю, что в 2006 году на рынке произойдут существенные изменения в плане увеличивающего отрыва лидеров сегмента от сетей "второго эшелона". Так, по нашим прогнозам, в 2008 году аптечные сети будут контролировать до 70% розничного фармацевтического рынка. На долю крупнейших ретейлеров придется до 80% от всего сетевого оборота.
Сегодня Доктор Столетов" становится все более интересным объектом для поглощения. Крупнейшие западные компании Alliance Boots и Celesio присматриваются к покупке в России крупного актива. Полагаем, что зоне внимания иностранных покупателей находятся сети, состоящие не менее чем из 500 аптек. Не исключено, что в перспективе этим интересным активом станет и сам "Доктор Столетов".
Сетевой бизнес в России сравнительно молод, но уже можно говорить о первых победах, которые он одерживает на рынке, меняя вектор влиятельности в свою сторону. Современная аптечная сеть имеет широкий выбор возможностей для быстрого процесса дифференциации от несетевых учреждений. Основные факторы, влияющие на развитие сетевого бизнеса, представлены в SWOT матрице - таблица 1.
Сильные стороны
|
Возможности
|
Слабые стороны
| Угрозы
|
Нет комментариев
Комментариев: 0