Эксперт: Телемедицина выжила, не растворившись в медицине, а потому малоэффективна

10.07.2019
00:00
На конференции «Телемедицина: возможности развития в 2019 году» профессиональное сообщество обсуждало трудности, которые в идеале могут переродиться в возможности. Помимо законодательных «черных дыр» вспомнили о мифотворческом искусственном интеллекте в медицине, и возможной конкуренции этого интеллекта с дешевой врачебной силой.

Хайповая история 

Одним из первых слово взял руководитель Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта Борис Зингерман. Он разочаровано сообщил, что телемедицина, как явление, так и не смогло умереть, благополучно растворившись в повседневной медицине.

«Этого не случилось, телемедицина выжила и, по-прежнему, является особым направлением,  а потому плохо применима в жизни, - говорит Борис Зингерман, отмечая ряд болевых моментов. – Телемедицина совсем не нужна врачам, поскольку сегодня эту услуга не увеличивает количество врачей и их  свободное время. Скорее телемедицина отнимает часть времени врача, которое он тратит на традиционную работу. Телемедицина больше нужна руководству медучреждений, которые этот факт до конца не понимают. И она крайне нужна пациентам, которые неизвестно когда ее получат в силу законодательных ограничений и недоработок».

Хайпа в телемедицине осталось на донышке

По мнению экспертов, телемедицина образца 2018 года – это хайповая история, также как и искусственный интеллект (ИИ). И если ИИ находится на росте в гартнеровской кривой «хайпа», то телемедицина уже начинает слазить с этой «иглы», хотя до высокой производительности еще далеко.

Также, самообучающиеся программы, под видом искусственного интеллекта, не смогут действовать без врача в силу своей ограниченности. «ИИ перейдет на новый уровень развития, когда поймет, что нужно вызывать доктора для помощи в сложной для себя ситуации», - уверен Борис Зингерман. На сегодняшний день популярные чат-боты достаточно глуповатые при общении с конечным потребителем. Особенно болезненно это ощущается в медицине. В подтверждение этому из зала последовал вопрос, переходящий в крик о помощи:

«Невозможно записаться на прием к врачу в поликлинику, поскольку чат-боты изматывает и не дает проходу, похлеще любой секретарши. Если нужно экстренно попасть к врачу, то шансов почти нет. Боты оградили пациента от прямого контакта с регистратурой и администрацией поликлиники».

Модератор встречи руководитель проекта «Здоровье» Mail.ru Group Евгений Паперный заступился за ботов, сказав, что лучший пример на рынке медицины – это бот «Ева», которая дает рекомендации по гинекологии женщинам, а также развенчивает мифы. Заодно он поинтересовался у Бориса Зингермана: «Не возникнет ли между ИИ и дешевыми врачами в регионах конкуренции за онлайн-консультации пациентов? Перспектива уйти из районной клиники на онлайн-заработки, вооружившись поддержанным ноутбуком, звучит заманчиво». Но г-н Зингерман уверил, что Минздрав позаботился о защите ИИ, запретив коммерческую деятельность врачам без юридической регистрации. «Почти 70% пациентов предпочитает общение онлайн вместо офлайн визитов. Поэтому вполне возможно, что врачи смогли бы конкурировать с ИИ за пациентов в онлайне, - подтвердила гипотезу  о конкуренции главный врач  ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Наталья Мокрышева. -  У нас 80% врачей давно имеет дистанционный контроль над выписанными пациентами-хрониками. Мы давали клятву Гиппократа, поэтому сидим с ними в Ватсапе, Скайпе, контролируем лечение. Все хронические пациенты находятся на постоянной связи».

Наталья Мокрышева: "Огромный дефицит кадров, как в телемедицине, так и в медицине"

Искусственные отношения  

И все же, главный вопрос, определяющий будущую картину медуслуг  - это доверие пациента искусственному интеллекту. Кого хочет видеть пациент и доверять свое здоровье. Евгений Паперный уверен, что человечество склонно доверять свое здоровье другом человеку, а не машине. С этим связана и раздача человеческих имен растущим искусственным помощникам в Сети: Алиса, Маруся, Ева. Но Борис Зингерман считает, что пациенту нужен надежный результат, не взирая на лица.

Глава ассоциации еще раз напомнил, что технические проблемы вполне решаемы, но нет законченной юридической базы для развития искусственного интеллекта в медицине.

«Есть ли в Минздраве четко сформулированное определение – что мы понимаем под искусственным интеллектом?», - задал вопрос Борису Зингерману президент АРМИТ Михаил Эльянов.  Глава Ассоциации по ИИ сослался на заявление спецпредставителя по вопросам цифрового и технологического развития  Дмитрия Пескова:

«Искусственный интеллект – это маркетинговое понятие, накрывающее множество идей, сегментов и алгоритмов в области цифровизации».

В оправдание любимого Минздрава г-н Зингерман отметил, что министерство, скорее всего, не занимается  ИИ.

Евгений Паперный: "Место не указано? Класс!"

Министерство настолько не ограничивает новые технологии в своем развитие, что даже не стало прописывать место оказания телемедицинской помощи. Так юристы из зала поинтересовались правовым статусом при вступлении в Европейскую телемедицинскую ассоциацию. Ведь лицензирование имеет территориальную привязку. Медицинская операция через телемедицину может размывать ответственность, если один врач был в одной стране, а пациент умер в другой. «Знаете, это вопрос из области «Где заканчивается территориальные границы международного кластера «Сколково», - высказался Борис Зингерман. Модератор Евгений Паперный поинтересовался у экспертов, местом оказания помощи пациенту является место врача или пациента при телемедуслуге? «Место оказания услуги пока точно не определено», - констатировал Борис Зингерман.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.