Людмила Мануилова: «Необходимо соблюдать базисы, которые применимы и в стабильное время»
— Какие подходы оптимизации расходов используют сегодня в вашей компании?
— Оптимизация расходов для нашей компании — это постоянный процесс, который включает: планирование, бюджетирование, контроль ведения и эффективности проектов, а также детальную инвентаризацию расходов. Сегодня, когда стабильность пошатнулась, при реализации проектов крайне важно тщательно выбирать партнеров. В соответствии с требованиями статьи 54.1 НК РФ мы проверяем контрагентов на благонадежность, также в процессе проверки изучаем репутацию компании как на текущий момент, так и за предыдущие годы, в том числе анализируем финансовую устойчивость. При заключении договора на новый проект даже с действующими партнерами проводим тендер по ряду критериев, включая анализ цен на рынке. И только после этого принимаем решение о сотрудничестве.
— Какие инструменты вы используете, чтобы минимизировать риски кассовых разрывов?
— Кассовый разрыв — это временная нехватка денежных средств на покрытие обязательств. Такая ситуация возможна и у прибыльной компании, когда деньги есть, но они в обороте либо в активах, или еще не поступили от контрагента.
Проблемы кассового разрыва нужно решать не постфактум, а выстраивать систему предотвращения, которая будет отвечать специфике бизнеса. Ключевые элементы эффективного управления в нашей компании — анализ условий заключенных договоров на отгрузку и закупку товаров и их влияния на приток и отток денежных средств, анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, планирование бюджета доходов и расходов, а также управление дебиторской задолженностью, включая ее обеспечение.
— Ваш совет другим фармкомпаниям: что необходимо делать в первую очередь для обеспечения прибыльности в условиях нестабильности?
Несмотря на простую формулировку, вопрос достаточно сложный, поскольку сейчас сложно прогнозировать. Тем не менее необходимо соблюдать базисы, которые применимы и в стабильное время. Это в первую очередь четкая постановка цели и определение стратегии ее достижения, бюджетирование, контроль, эффективное взаимодействие с контрагентами. Особое внимание нужно уделять изменениям в законодательстве, оперативно реагировать и применять их.
Материал партнера: Sun Pharma