Представлен обзор аптечных продаж «традиционных» витаминов по итогам 2023 года
Количество реализованных упаковок за год уменьшилось на 6,3% и составило 40 млн упаковок. Одним из преимуществ «традиционных» витаминов является доступная цена. В среднем в аптеке розничная цена одной позиции составляет всего 88 рублей.
За последние несколько лет группа демонстрирует неоднозначную динамику продаж. В рублях самыми удачными периодами для рынка «традиционных» витаминов стали 2022 (+16,2%) и 2020 (+12,4%) годы. Потребление же в натуральном выражении заметно снизилось и в последние три года держится на уровне 40—44 млн упаковок в год.
Динамика объема продаж «традиционных» витаминов
Продажи витаминов в аптеках подвержены влиянию фактора сезонности. Летом — в сезон свежих фруктов и овощей — спрос на препараты группы падает. Пик потребления приходится на периоды зима-весна и осень-зима. За последние 5 лет самыми удачными месяцами стали март (11,1%) и февраль (9,7%).
Сезонность продаж «традиционных» витаминов, 2019—2023
Наибольшую долю в группе занимают OTC-средства: 67% в рублях и 68% в упаковках.
Самые востребованные лекарственные формы на рынке моновитаминов: таблетки (доля 28% в руб.), в которых выпускаются преимущественно препараты с активными веществами аскорбиновая кислота + рутозид, аскорбиновая кислота + [декстроза], фолиевая кислота; растворы для парентерального введения (22%) — никотиновая кислота, цианокобаламин, аскорбиновая кислота; таблетки шипучие (16%) и драже (11%) — аскорбиновая кислота; капсулы (15%) — альфакальцидол, витамин Е, ретинол; раствор для приема внутрь (7%) — ретинол, витамин Е, колекальциферол. От формы во многом зависит усвояемость витаминов.
На TOP3 компаний рынка приходится больше 50% продаж в рублях. В 2023 году компания Renewal («Обновление») стала лидером по приросту в группе «традиционных» витаминов по стоимостному объему (в упаковках объем продаж увеличился на 27,1%, в рублях — на 46,1% относительно 2022 года). В портфеле у производителя, занимающего вторую строчку в группе по объему реализации в рублях и в упаковках, 5 небрендированных дженериков из группы витаминов: «Аскорутин», раствор для инъекций с никотиновой кислотой, «Фолиевая кислота Реневал», «Витамин С Реневал» и «Аскорбиновая кислота с глюкозой». Более 60% от оборота производителя занимают препараты: «Аскорутин» — показал прирост +58,6%, никотиновая кислота для инъекций (+28,4%). При этом максимальный результат за анализируемый период показали «Витамин С Реневал» (+228,4%) в шипучих таблетках с дозировкой 1000 мг и «Фолиевая кислота Реневал» (+96,1%) в таблетках с дозировкой 1 мг.
На втором месте по приросту — «Фармстандарт» (+3,7% в руб.) с 9 брендами в ассортименте. Наибольшую долю в продажах фирмы занимают «Аскорбиновая кислота», «Аскорутин» и «Аскорбиновая кислота с глюкозой». Самый высокий прирост — у синтетического аналога витамина К, с действующим веществом менадиона натрия бисульфит (+106,6%).
Компания Lura Grupa из Хорватии в группе представлена только одним лекарственным средством — «Витамин С» в шипучих таблетках с дозировками 1000 и 250 мг. Компания удерживает третье место по стоимостному объему реализации.
Рейтинг производителей «традиционных» витаминов по приросту из ТОР3 по стоимостному объему, 2023
ТОР3 |
Корпорация |
Прирост в руб. к 2022 г., % |
Прирост в упак. к 2022 г., % |
Доля в руб. 2023 г., % |
Доля в упак. 2023 г., % |
1 |
Renewal (Обновление) |
+46,1 |
+27,1 |
14,5 |
10,3 |
2 |
Фармстандарт |
+3,7 |
-16,1 |
22,3 |
32,6 |
3 |
Lura Grupa |
-30,7 |
-28,2 |
13,8 |
3,1 |
Оригинал текста опубликован на сайте GxP news