Производители выступили против квотирования закупок препаратов ЖНВЛП
Ассоциация «Фармацевтические инновации» («Инфарма») предлагает исключить препараты ЖНВЛП из проекта постановления Минпромторга, который устанавливает минимальные доли закупок по отдельным группам промышленных товаров с 2021 по 2023 годы. Об этом «ФВ» сообщил глава ассоциации Вадим Кукава. Согласно документу, который сейчас проходит общественное обсуждение, госзаказчики должны будут закупать не менее 40% (в деньгах) годового объема жизненно-важных препаратов производства России и других стран ЕАЭС.
Риски для пациентов
Квотирование закупок препаратов ЖНВЛП может ограничить право лечащего врача выбирать необходимую терапию для тех пациентов, объясняют в «Инфарме». В частности, по мнению участников ассоциации, принятие документа может масштабировать кризис с обеспечением необходимыми препаратами иностранного производства пациентов, страдающих муковисцидозом. В ассоциации напомнили, что ситуация с такими пациентами уже обострялась в конце 2019 года.
К тому же, отмечают в «Инфарме», могут возникнуть проблемы и с обеспечением пациентов иными жизненно необходимыми препаратами.
Неоднозначные формулировки
В ассоциации также указывают на туманность формулировок разработанного Минпромторгом постановления, что может привести к противоречивой правоприменительной практике. К примеру, документ не уточняет, каким образом нужно считать 40% при закупке препаратов ЖНВЛП — от всех 758 МНН, которые в него входят, или отдельно по каждому препарату. К тому же, проект предполагает, что для выполнения квоты заказчик должен проводить закупки с применением правила «третий лишний». Однако в «Инфарме» напомнили, что это правило применяется не ко всем препаратам ЖНВЛП, так как не по всем из них есть два производителя из стран ЕАЭС.
К тому же, отмечают в ассоциации, из текста документа неясно, каким образом при расчете доли в 40% заказчик должен отделить препараты из перечня ЖНВЛП, в отношении которых применяется правило «третий лишний», от тех, к которым оно не применимо, учитывая, что в документе препараты ЖНВЛП рассматриваются как единая товарная позиция.
В соответствии со статьей 30.1 Закона №44-ФЗ заказчик составляет отчет об объеме закупок российских товаров, а в случае, если по итогам года объем закупок этих товаров не соответствует минимальной доле, заказчик должен обосновать невозможность ее достижения. При этом, указывают в «Инфарме», документ не уточняет, нужно ли заказчику формировать отчет по каждому препарату из перечня ЖНВЛП, или по каждому закупаемому МНН, входящему в перечень, или же по всем закупаемым конкретным заказчиком МНН жизненно необходимых лекарств. К тому же не ясно, нужно ли заказчику детализировать отчет по каждой лекарственной форме и дозировке препарата.
Рост расходов
Еще одним последствием применения квотирования препаратов ЖНВЛВ, считают в «Инфарме», может стать рост расходов государственных бюджетов. Так, в результате стремления госзаказчиков обеспечить квоту, пациенты могут не получить необходимые им препараты зарубежного производства. Это, в свою очередь, может привести к росту издержек системы здравоохранения на купирование экстренных состояний и замещающую терапию, а также к увеличению выплат по инвалидности, наступившей в результате применения неверно подобранного препарата, считают в ассоциации.
Когда в феврале готовились поправки в законодательство о госзакупках «Инфарма» уже обращалась в правительство, указывая на риски квотирования на рынке лекарственных средств, сообщил Кукава. «К сожалению, вынуждены констатировать, что мы не были услышаны, и это означает, что наступление негативных последствий в первую очередь для пациентов становиться более, чем реальным. Вызывает сожаление тот факт, что жизнь и здоровье пациентов в очередной раз отдаются в угоду поддержки локальных производителей» – сказал Кукава.
Снижение конкуренции
С тем, что квотирование препаратов ЖНВЛП может негативно сказаться на обеспечении пациентов необходимыми препаратами, согласны и в Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП). «Пациенту не важна страна происхождения лекарства, главное, чтобы препарат был эффективным, качественным, безопасным и, конечно же, доступным», — отметил гендиректор ассоциации Виктор Дмитриев. К тому же, по его мнению, предлагаемый подход к закупкам препаратов ЖНВЛП снижает уровень конкуренции и эффективность расходования бюджетных средств. «Напомню, что за последние несколько лет на российский рынок перестали поступать некоторые востребованные препараты как в сегменте государственных закупок, так и в рознице, что привело к негативным социальным последствиям, поэтому базировать прогресс надо на конкуренции и качестве», — заключил Дмитриев.
Нет комментариев
Комментариев: 0