Регионам придется нарастить закупки отечественных лекарств для выполнения квоты Минпромторга
Министерство промышленности и торговли разместило на портале regulation.gov.ru проект постановления правительства, который устанавливает минимальные доли закупок по отдельным группам промышленных товаров с 2021 по 2023 годы. В частности, документ предусматривает, что государственные заказчики должны закупать не менее 40% годового объема в денежном выражении лекарств из перечня ЖНВЛП производства России и стран ЕАЭС.
Согласно данным аналитической компании AlphaRM, по итогам 2019 года на лекарства ЖНВЛП, произведенных в странах ЕАЭС (кроме Кыргызской Республики), пришлось более 41,6% от всех госзакупок по ФЗ-44 в денежном выражении (из них около 99% производства России). Аналогичная ситуация была в 2018 году, тогда эта доля была 42,4%, по итогам восьми месяцев 2020 года она составила 41,6%.
Однако ФЗ-44 «О контрактной системе» требует, чтобы квоту соблюдал каждый госзакупщик. Ежегодный отчет об объеме закупок российских товаров госзаказчик размещает в единой информационной системе не позднее 1 апреля.
Согласно аналитическим данным по госзакупкам в рамках ФЗ-44, самая большая большая доля отечественных препаратов в закупках по программе высокозатратных нозологий (ВЗН) — 60,4% в 2019 году и более 89% в 2020 году. Высокая доля импортозамещения по другим федеральным целевым программам — 41,7% в 2020 году, также в 40% укладываются стационары. Меньше всего закупленных лекарств производства России и стран ЕАЭС пришлось на региональную льготу — 29,1% в 2020 году. Части регионам придется пересмотреть структуру закупок лекарств, чтобы выполнить квоту Минпромторга.
Возможные последствия
Депутат Госдумы, доктор медицинских наук Борис Менделевич считает, что предложенная инициатива может привести к монополизации и повышению цен на препараты. Он призвал Минпромторг взвесить все «за» и «против» до утверждения постановления.
Независимый эксперт Алексей Федоров в свою очередь напомнил, что каких-то специальных инструментов для выполнения квоты госзаказчиком в законе нет. Согласно ч.1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», госзаказчику достаточно при описании объекта закупки указать характеристики российского товара.
«Применительно к лекарственным препаратам, у которых в основном используются только три характеристики — МНН, лекарственная форма и дозировка — это может быть реализовано, например, путем исключения из документации о закупке в рамках МНН эквивалентных лекарственных форм (или дозировок), в которых отсутствуют российские препараты», – объяснил Федоров. Кроме того, он отметил, что заказчики могут начать отказываться от составных лотов, включающих препараты с разными МНН, поскольку к ним не применяется правило «третий лишний».
«Самый большой риск — это проявление избыточной инициативности в наборе квоты и смена номенклатуры закупаемой продукции с увеличением доли продукции, имеющей российские аналоги, исходя из интересов импортозамещения, но в ущерб объективным потребностям врачей и пациентов», — считает Федоров.
Минимальные доли закупок медизделий
Постановление также устанавливает минимальную долю закупок для медицинских изделий. Так, например, для клейких перевязочных материалов, в том числе пропитанных или покрытых лекарственными средствами, и шприцев-инъекторов в 2021 году предлагают установить минимальную долю в 45%, в 2022 — 55%, а в 2023 — 56%. Не менее 18% емкостей проб для исследований госзаказчики должны будут закупать в странах ЕАЭС в 2021 году, а в последующем эта доля будет увеличиваться на 10% в год.
Для эндопротезов суставов конечностей минимальная доля в 2021 году составит 10%, в 2022 году — 15%, а в 2023 году — 20%. Для имплантатов для остеосинтеза доля на 2021 год составит 52%, на 2022 и 2023 годы — 58% и 63%. Для ортопедических стелек минимальные доли в этот период составят 55%, 57% и 60%.
Нет комментариев
Комментариев: 0