Специалисты указали на возможность модификации факторов риска возникновения раковых заболеваний
Цепкие «сети» опасной привычки
Известный французский онколог профессор Давид Хаят поделился зарубежным опытом профилактики злокачественных новообразований. Большую часть жизни он посвятил войне против рака, а в 2002—2007 годах профессор Хаят по просьбе действующего тогда президента Франции Жака Ширака возглавил Национальную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями.
«Известно, что одним из самых агрессивных факторов риска онкологических заболеваний является табакокурение. В начале 2000-х Франция была страной с самой большой долей курильщиков среди всех 27 европейских государств, поэтому в рамках Национальной программы по борьбе с раком многомиллиардные бюджеты Франции уходили на снижение числа курильщиков в стране, — рассказал Давид Хаят. — В соответствии с рекомендациями ВОЗ мы увеличили стоимость пачки сигарет с 3 до 5 евро, что позволило снизить продажи с 80 до 55 млрд сигарет в год и уменьшить число курящих на 1,8 млн человек. Следующим этапом стал закон о запрете курения в общественных местах». Однако этих мер оказалось недостаточно: многие курильщики вернулись к своей вредной привычке, а результаты программы оказались малоэффективны, признался профессор Хаят.
«Известно, что 9 из 10 случаев рака легкого у мужчин и 8 из 10 у женщин связаны именно с табакокурением. Тем не менее более 60% курильщиков с уже поставленным онкологическим диагнозом продолжали курить, — сообщил профессор. — Поэтому сегодня, спустя 20 лет после начала реализации этой программы, мы можем смело утверждать, что директивные меры не эффективны».
По данным ВОЗ, в мире курит более миллиарда человек. По подсчетам профессора Хаята, если они не бросят курить, примерно 80 млн из них заболеют раком легкого, 64 млн из которых погибнет. «Мы пытаемся убедить людей отказаться от рискованного поведения, однако вместо того, чтобы безрезультатно требовать от людей бросить курить, нам стоит хотя бы минимизировать последствия и следовать концепции снижения вреда, — считает Давид Хаят. — К примеру, мы знаем, что за рулем машины можно попасть в ДТП и даже погибнуть. Но требуем ли мы отказаться от автомобилей? Мы работаем над инновациями в области безопасности, используем ремни и подушки. Аварии не исчезли, но смертей стало меньше — это отличный пример применения концепции снижения вреда. А что насчет курения? Надо понимать: люди курят ради получения дозы никотина, а умирают от канцерогенов, содержащихся в продуктах горения. Мы можем модифицировать этот риск и информировать курильщиков с тяжелой формой зависимости о существовании менее вредной альтернативы — бездымной никотинсодержащей продукции».
Как отметил профессор, данные исследований показывают, что концентрация опасных веществ в бездымной табачной продукции снижена на 90—95% по сравнению с традиционными сигаретами. «Кроме того, эффективность бездымных продуктов подтверждает опыт других стран. Например, в Японии рост продаж бездымной продукции в 2014 году привел не только к снижению частоты госпитализаций по причине ХОБЛ, но и к снижению продаж традиционных сигарет в 2014 году, — сообщил Давид Хаят. — Как онколог я не хочу, чтобы мои пациенты умирали. Я хочу, чтобы они получали свой никотин, если не могут без него обходиться, но менее вредным способом».
«Варварский» способ
Выводы коллеги из Франции поддержал и руководитель референс-центра, руководитель отдела биологии опухолевого роста НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН Евгений Имянитов. «Курение — абсолютное зло, к которому общество и врачи должны проявлять бескомпромиссную нетерпимость, — заявил он. — Однако основным фактором риска при курении сигарет выступает не никотин. Сам по себе он — хороший адаптоген, который одновременно концентрирует внимание и успокаивает, однако при этом вызывает зависимость».
Ключевая проблема заключается в самом процессе курения сигарет, когда происходит сжигание табака при температуре, достигающей 800 градусов, в результате чего выделяется токсичный дым, рассказывает Евгений Имянитов. По его словам, курение — это «варварский» способ доставки никотина в организм. «Здесь нужны разумные компромиссы, — подчеркивает Евгений Имянитов, — и появление альтернативных вариантов доставки никотина — это, как минимум, меньшее зло».
Бремя цивилизации
Однако курение — далеко не единственный фактор риска онкологических заболеваний. Многие факторы риска напрямую связаны с развитием цивилизации. Как рассказал профессор Имянитов, еще в конце XIX века продолжительность жизни в США — на сегодня одной из самых развитых стран мира — составляла всего 40 лет. При этом у лиц моложе 40 лет злокачественные новообразования не отмечались. «Они просто не доживали до возраста, когда мог начать развиваться рак», — пояснил профессор. Появление антибиотиков, лекарств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета привели к колоссальному увеличению продолжительности жизни. Именно она, по мнению профессора Имянитова, и стала главной причиной роста онкологической заболеваемости.
Еще один фактор риска, связанный с развитием цивилизации, — это продуктовая обеспеченность. Даже в развитых странах о голоде широких слоев населения начали забывать лишь в середине XX века. Сегодня, когда около 2 млрд людей не имеют проблем с доступом к продуктам, прибавка веса у лиц среднего возраста стала типичной ситуацией. И это серьезная проблема, считает Евгений Имянитов: избыточная масса тела увеличивает риск практически всех хронических неинфекционных заболеваний.
Отдельного внимания, по мнению эксперта, заслуживают также нездоровое питание и избыток молочных продуктов в рационе. «Молоко существует в природе для того, чтобы мать могла кормить новорожденного, у которого система пищеварения еще не окончательно сформировалась: таким образом в его организм производится доставка легко усвояемых калорий. Более того, молоко содержит огромное количество гормонов и биологически активных веществ. Говорят, что страна считается развитой, если она достигла достатка в молочных продуктах. Однако как только страна становится таковой, уровень онкологической заболеваемости начинает расти, а у населения развиваются такие заболевания, как рак молочной железы, простаты и толстой кишки».
Кроме того, одним из важных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний является избыток ультрафиолета, сообщил эксперт. Благодаря индустриализации, моде на загар и появлению регулярных авиарейсов в жаркие страны риск развития меланомы становится все более актуальным. «Светлый цвет кожи — уже сам по себе фактор риска. Однако это не повод отказываться от поездки на курорт, ведь вреден не сам процесс загара, а ожоги и злоупотребление им», — отметил Евгений Имянитов. Чтобы загорать менее вредным образом, профессор рекомендует принимать солнечные ванны постепенно и применять солнцезащитный крем.
Эффективным инструментом профилактики онкологических и других неинфекционных заболеваний является информирование людей, считает эксперт. «Важную роль в этом вопросе играют государственные регуляторы. Так, в июле этого года в России был введен акциз на подслащенные напитки, что в дальнейшем позволит снизить риск развития ожирения и сахарного диабета. Точно так же мы можем снизить риски от табакокурения, если информируем курильщиков с низкой мотивацией к отказу от вредной привычки о существовании менее вредной альтернативы — табачной продукции с пониженным риском», — заключил Евгений Имянитов.
Альтернатива запретам
О мероприятиях, направленных на снижение рисков онкологических и других хронических заболеваний в Таджикистане, рассказала заместитель директора по науке онкологического научного центра Министерства здравоохранения Республики Таджикистан, врач-онколог Саида Гайрат Умарзода. За последние 5 лет показатели заболеваемости ХНИЗ в этой стране вызывают тревогу: сердечно-сосудистая заболеваемость в стране увеличилась на 6,7%, а данные GLOBOCAN от 2020 года говорят о росте по всем онкопатологиям.
«Одним из пунктов новой Национальной программы Таджикистана по борьбе с онкологическими заболеваниями является внедрение концепции снижения вреда, которая дополнит спектр превентивных мер и позволит модифицировать риски от табакокурения и потребления продуктов с повышенным содержанием соли, сахара и трансжиров. Чтобы более эффективно снижать заболеваемость, медицинское сообщество требует реализации комплекса мер в части продвижения концепции снижения вреда, в рамках которой необходимо повышать осведомленность в части продукции с пониженным риском», — считает врач.
Процесс профилактики онкологических заболеваний должен быть выгоден врачу, пациенту и государству, резюмируют участники симпозиума. «Главное — найти разумный компромисс в ситуации, когда сталкиваются пропаганда, здравый смысл и регуляторная функция государства. Важно учитывать вклад тех или иных факторов риска и работать не только на запреты, но и на предложение альтернативы. Когда исключить риск не удается, можно постараться его уменьшить», — заключил модератор сессии, директор Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Александр Розанов.
Материал партнера: PMI Science