Внимание на маркетинг
Знание основ и понимание сущности маркетинга необходимо не только для фармацевтических работников, занимающихся маркетинговой деятельностью, но и для сотрудников аптек, непосредственно связанных с продажами лекарственных средств.
Фармацевтический маркетинг
Любой человек нуждается в постоянном поддержании своего здоровья и периодически сталкивается с необходимостью избавиться от какого-либо недуга. При этом в аптеку человек обратится в любом случае: после предварительной консультации с лечащим врачом или по собственной инициативе.
Далеко не каждая цель маркетинга может быть реализована в рамках компетенции фармацевта, но от качества работы каждого сотрудника аптеки зависит общий результат достижения этих целей.
Взять, например, привлечение новых клиентов. Да, фармацевты и провизоры фактически не участвуют в разработке стратегий развития или в рекламных акциях. Но имидж сотрудника аптеки, его положительная репутация и профессиональные качества, которые придутся по душе посетителям, сделают свое дело и в привлечении новых, и в удержании постоянных клиентов. Учитывая, что аптеки сейчас открываются практически на каждом шагу, конкуренция очень высока. На лояльность и преданность клиентов могут рассчитывать в большей степени те, кто помимо широкого ассортимента и адекватных цен может предложить и качественное обслуживание.
Пятый элемент
Для успешной реализации целей маркетинга, которые, в свою очередь, формулируются с учетом основной цели деятельности коммерческой организации – получения прибыли, необходимо, чтобы маркетинг был эффективен на всех этапах. Основные элементы маркетинга образуют комплекс маркетинга, так называемую систему «7р», и обозначаются семью словами, начинающимися в английском языке на «р»:
- Product (продукт). Это аптечные товары: лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
- Price (цена). Говоря о цене, необходимо иметь ориентированность на сегмент потребителя и понимать, будет ли товар покупаться по данной цене. Несомненно, фармацевт не может повлиять на стоимость товара, но он может предложить посетителю более доступный аналог или сообщить о возможности купить товар по более низкой цене («счастливые часы», акции).
- Place (место). В данном случае это аптека, где осуществляется контакт между фармацевтом и покупателем.
- Promotion (продвижение). Продвижение аптечного товара на рынке посредством рекламы и организации каналов сбыта.
- People (люди). Это люди, которые непосредственно связаны с реализацией товара (провизоры, фармацевты).
- Process (процесс). Это процесс взаимодействия между аптекой и посетителем, который должен быть максимально комфортным для последнего.
- Physical Evidence (вещественные доказательства). То, что может помочь принять решение о покупке в конкретной аптеке, выделив ее преимущества.
Как бы ни были важны все составные части комплекса маркетинга вместе и каждая в отдельности, особое внимание следует уделить именно персоналу аптеки. Каким бы выгодным ни было место расположения аптеки, какими бы ни были привлекательными цены, некомпетентный сотрудник может затмить все плюсы и привести к оттоку клиентов. В этой связи задача сотрудника – ответственное отношение к работе и желание развиваться в профессиональном плане, а задача руководителя – поощрять это желание и оказывать поддержку в наращивании компетенций. В маркетинговой стратегии необходимо отразить формирование мотивации для сотрудников, программы лояльности для клиентов, организацию обратной связи с клиентами.
Прибыльность аптеки зависит от множества факторов, но главной составляющей успеха является высокая эффективность каждого сотрудника.
Использованная литература:
- Суслов Н.И, Добрусина М.Е., Чурин А.А., Лосев Е.А. Фармацевтический маркетинг. Учебное пособие. – Юрайт, 2018.
- Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. 10-е издание. – Альпина Паблишер, 2019.
Нет комментариев
Комментариев: 0