Врачи обеспокоены высокой распространенностью факторов риска онкологических заболеваний

Онкологические заболевания занимают ведущие позиции по распространенности и смертности в мире. Так, по данным Международного агентства по изучению рака (МАИР), только в 2022 году на планете было зафиксировано почти 20 млн случаев выявления ЗНО, а смертность от них превысила 9,5 млн человек.
Согласно данным, представленным в сборнике «Состояние онкологической помощи населению России в 2023 год», показатель распространенности злокачественных новообразований среди населения РФ в 2023 году составил 2,8 тыс. на 100 тыс. населения — это более чем на треть выше тех цифр, что были десятилетием ранее (2013 г. — 2,2 тыс.). Такой прирост обусловлен как увеличением онкологической заболеваемости и выявляемости, так и ростом выживаемости пациентов с опухолями, отметила Ольга Ткачук. По ее словам, показатель активного выявления ЗНО в России в 2023 году составил 27%, при этом 36% пациентов имели первую стадию заболевания, 24% — вторую, а 35% — третью и четвертую стадии.
Раннее выявление ЗНО имеет решающее значение для успешного лечения. «Развитие опухоли от одной клетки до размера 1 см может занимать около 8 лет, в течение которых болезнь остается незамеченной, — уточнила специалист. — Позднее опухоль начинает расти стремительно, и уже через два года может привести к летальному исходу. Именно поэтому задача врачей, в том числе специалистов смежных направлений, заключается в том, чтобы обнаружить опухоль как можно раньше — на этапе, когда она еще очень мала».
По данным проспективного исследования польских онкологов, нездоровый образ жизни может увеличить риск развития сопутствующих заболеваний, таких как рак и сахарный диабет, примерно на треть. «Такие факторы, как ожирение, малоподвижный образ жизни, табакокурение могут способствовать развитию рака у пациентов с диабетом, — подчеркнула врач. — К другим механизмам, связывающим диабет и рак, относятся также гипергликемия, гиперинсулинемия и повышенная биоактивность инсулиноподобного фактора роста [1]».
Коморбидные состояния, сопряженные с онкозаболеваниями, встречаются и при хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). Наиболее изученной онкопатологией, сопутствующей ХОБЛ, является рак легких, рассказала Ольга Ткачук. Эти два заболевания усиливают друг друга и тесно взаимосвязаны с точки зрения патогенетики, пагубно влияя на выживаемость. Так, например, китайскими учеными была обнаружена сигнатура пяти генов [2], которая вырабатывается в повышенном количестве при сочетании рака легких и ХОБЛ, и может использоваться для прогнозирования выживаемости популяции больных этими двумя заболеваниями.
По данным ВОЗ, более 70% случаев ХОБЛ связаны с табакокурением. При этом сочетание ХОБЛ и курения значительно повышает риск развития целого ряда злокачественных опухолей, что требует особого внимания со стороны врачей. По мнению онколога, особое внимание специалистам необходимо обращать на статус курения пациента и степень его мотивации на отказ. «Курение, как активное, так и пассивное является основным фактором риска развития рака легкого, гортани, полости рта, пищевода, — заявила специалист. — По данным исследований, порядка 90% случаев рака легкого у мужчин и 70—80% у женщин связаны с именно с табакокурением».
Для снижения риска развития онкозаболеваний, осложненных коморбидными состояниями, особенно в связке «ХОБЛ — рак легкого», важен полный отказ от курения. «При поступлении онкобольного в медицинское учреждение основная задача — максимально быстро начать лечение, — подчеркнула Ольга Ткачук. — Существуют достаточно жесткие сроки начала терапии. Курение же значительно влияет на результаты лечения, делая его неэффективным».
Данный факт подтверждает и мета-исследование немецких ученых, проведенное на выборке свыше 30 тыс. пациентов с шестью типами рака. Оно показало, что активное курение во время лечения рака ухудшает общую выживаемость и увеличивает смертность от рака по сравнению с бывшими или никогда не курившими пациентами. По данным исследования, те, кто курил во время лечения, имел на 61% более высокий риск ухудшения общей выживаемости и на 25% более высокий риск смерти от рака. При этом те, кто бросил курить, имели показатели выживаемости и смертности, практически совпадающие с пациентами, никогда не курившими.
«В случаях, когда срочность и эффективность противоопухолевой терапии находится в противоречии с серьезной табачной зависимостью, остается компромиссное решение — замена «горючих» сигарет на бездымные альтернативы, такие как электронные системы нагревания табака, — считает онколог. — Необходимо помнить, что любая альтернатива является вынужденной мерой снижения риска и может рассматриваться исключительно в качестве «моста» на пути к полному отказу от вредной привычки. Такие продукты должны быть доступны исключительно взрослым заядлым курильщикам, не мотивированным на отказ. При этом необходимо четко следовать существующему законодательству, не допуская любую табачную и никотинсодержащую продукцию до несовершеннолетних».
Борьба с онкологическими заболеваниями — это комплексный процесс, включающий профилактику, диагностику, лечение и диспансерное наблюдение, резюмировала Ольга Ткачук. «Своевременная диагностика и раннее выявление опухоли, а также модификация рисков могут значительно улучшить выживаемость пациентов, — отметила она. — Однако важно, чтобы медицинское сообщество, включая врачей смежных специальностей, действовало в тесном взаимодействии с пациентами, следило за изменением характера жалоб и оперативно реагировало на подозрения на опухоли. Именно комплексный, риск-ориентированный подход в здравоохранении позволит не только снизить смертность от злокачественных заболеваний, но и повысить качество жизни пациентов, в том числе заядлых курильщиков, предоставив им шанс на более эффективное лечение и реабилитацию».