«Живика» расширяет присутствие в Челябинске
– Отношение покупателей к бренду «Живика» оказалось доброжелательным, – говорит г-н Востротин. – Мы поняли, что в Челябинске можно зарабатывать и намерены развиваться здесь так же активно, как и в Свердловской области. С нашей точки зрения, это равнозначные регионы. Открывать аптеки мы умеем. Единственная проблема – дефицит квалифицированных кадров. Поэтому перспектива выглядит так: сколько персонала найдем, столько аптек и запустим. Думаю, к концу года – не меньше 40.
В Челябинске арендные ставки ниже, чем в Екатеринбурге, и можно без труда найти свободные площади, поскольку непродуктовый стрит-ритейл сейчас перебирается в торговые центры. С 2015 г. «Живика» осваивает города области. В Златоусте и Миассе аптеки уже работают, в Копейске, Магнитогорске, Троицке и Южноуральске – готовятся к открытию.
– Там, где раньше владельцы помещений просили по 2 тыс. руб. за квадратный метр, сейчас можно договориться за 1200, – поясняет Александр Востротин. – А вместо 1,5 тыс. руб. – за 900-1000 руб. В целом, можно арендовать площади в 1,5 раза дешевле, чем четыре года назад. Даже на центральных улицах много пустующих помещений. Компаний, которые могут отрабатывать высокие арендные ставки, осталось немного. В основном, это банки и микрокредитные конторы.
Аналитики полагают, что экспансия «Живики» в Челябинской области иллюстрирует тенденцию последних лет, связанную с консолидацией региональной розницы: крупные сети стремятся не к масштабной экспансии, а к существенному увеличению рыночной доли в отдельных субъектах РФ, как правило, географически близких друг к другу. Такой подход позволяет получить от экспансии максимальный финансовый эффект, которого невозможно достичь на больших географических территориях.
Как поясняет Александр Востротин, в последние четыре года компания совершенствовала и автоматизировала бизнес-процессы, в том числе внедрила несколько ноу-хау. Сеть первой на Урале запустила роботизированную выдачу лекарств. Теперь роботами собираются оснастить крупные аптеки, где число посетителей и средняя сумма чека позволяют окупить вложения за короткий срок.
Конкуренты относятся к новым игрокам настороженно.
– Проблема не в конкретной сети, которая приходит развивать бизнес в Челябинской области, – говорит Людмила Дорохова (ИП Дорохова), – а в том, что операторы из других регионов открывают аптеки, не учитывая существующие дислокации. Норматив удаленности в 500 метров, который использовался при плановом хозяйстве, теперь не действует, и это привносит дополнительный хаос.
Многие, впрочем, отмечают, что иногородние сети активизировали конкурентную борьбу, и это обстоятельство пойдет на пользу и покупателям, и фармритейлерам.
По мнению экспертов, тренд, связанный с консолидацией бизнеса в сопредельных регионах, заметен и на примере других сетей, расширяющих территориальный охват в УрФО. В частности, это касается челябинской сети «Классика», работающей в Екатеринбурге, и башкирской сети «Фармленд», у которой большие планы в Челябинской области. Каждый из этих игроков претендует на существенную долю рынка.
На фото: Александр Востротин, совладелец и генеральный директор сети «Живика».
Нет комментариев
Комментариев: 0