Атака клонов. Как фармкомпании готовятся к потерям патентов в этом году

22.04.2025
В этому году истекают сроки действия патента ряда известных препаратов с совокупным годовым оборотом в более чем 40 млрд долл. Наиболее ощутимый удар пришелся на J&J. «Стелару» уже вытесняют биоаналоги, а компания теряет доходы от актива, приносившего по 10 млрд долл. ежегодно. По масштабу финансовых потерь этот случай сопоставим только с истечением патента «Хумиры» (адалимумаб) в 2023 году. И это не единственный препарат производителя, патент которого заканчивается в этом году.
Фото: burdun/ru.123rf.com

Компания Regeneron вынуждена уступать долю рынка своего офтальмологического бестселлера «Эйлеа». Amgen, которая годами зарабатывала на производстве дженериков, теперь оказалась по другую сторону баррикад, ведь вскоре на рынок ворвутся аналоги ее лекарств от патологий костей. AstraZeneca лишится патентов сразу на два препарата, Novartis — на три.

С одной стороны, это значительно снизит цены на жизненно важные препараты, с другой — создаст серьезное испытание для бизнес-моделей фармкомпаний, которым приходится компенсировать неминуемое падение выручки. 

«Стелара» от Johnson & Johnson

МНН: устекинумаб.

Показания: псориатический артрит, бляшечный псориаз, болезнь Крона, язвенный колит.

Продажи за 2024 год: 6,72 млрд долл. (-3,5%) — в США; 10,36 млрд долл. (-4,6%) — в мире.

Один из наиболее высокодоходных активов J&J потерял патентную защиту в США еще полтора года назад. Фармацевтическому гиганту, однако, удалось отсрочить появление биоаналогов на полках аптек.

Первым из них была Wezlana — разработка компании Amgen, одобренная Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) в октябре 2023 года. После этого J&J подала судебный иск, предложив конкуренту прекратить дело в обмен на обязательство воздержаться от вывода альтернативного препарата на рынок. 

В 2025 году «Стелара» окончательно лишилась исключительных прав. Продажи Wezlana стартовали в первый день января. Месяц спустя еще шесть воспроизведенных лекарств получили регистрационное удостоверение от американского регулятора: Selarsdi (совместно созданный Teva Pharmaceutical и Alvotech), Pyzchiva (от Sandoz и Samsung Bioepis) и Yesintek (производства Biocon Biologics). В марте стало известно о седьмом — Steqeyma от корейской Celltrion. До середины года на полках аптек окажутся Otulfi (совместное детище Fresenius Kabi и Formycon) и Imuldosa (от Accord).

Более дешевые версии устекинумаба уже можно приобрести в Европейском союзе (ЕС), где патент истек еще в июле прошлого года.

Наиболее заметным было снижение глобальной выручки от препарата в I квартале 2024 года — почти на 33% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Общегодовое падение продаж составило 4,6% относительно 2023 года. 

Несмотря на усиление конкуренции, руководство J&J сохраняет оптимистичный настрой. Фармацевтический концерн рассчитывает восполнить потерянные доходы, предлагая пациентам «Тремфею» (гуселькумаб) — ингибитор интерлейкинов-23, но без способности блокировать интерлейкины...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.