Футу-Фарма
Рейтинг российских аптечных сетей по итогам I—II кварталов 2019 года
Регуляторный сбой
За период с января по июнь 2019 г. инфляция на ЛП достигла внушительной, особенно на фоне результатов предыдущих двух лет, величины на уровне 6%. Индекс цен по российской экономике в целом тоже существенно выше показателей предыдущих лет, но в декабре 2018 г. впервые за долгое время произошло знаковое событие – инфляция на ЛП превысила общеэкономический показатель, и эта ситуация сохраняется до сих пор.
Причины роста цен для участников рынка лежат на поверхности. Во-первых, дорожает сырье вслед за изменением экологических требований к производителям в Китае и высокой волатильностью рубля. Во-вторых, происходит компенсация затрат производителей на внедрение системы маркировки ЛП. Собственно второй фактор во многом и объясняет причины, по которым цены на ЛП растут быстрее остальных потребительских товаров и услуг.
Естественно, регуляторы и законотворцы не могут остаться в стороне происходящих явлений – отрасль имеет колоссальное социальное значение. Отчасти этим нужно объяснять факт появления в недрах Госдумы очередной версии технического задания, которое должно способствовать совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения. Очевидно, законотворцы твердо убеждены, что центром извлечения прибыли на современном фармрынке является аптека и дистрибьютор, а не производитель. Увы, с реальностью это соотносится слабо.
По сравнению с предыдущей итерацией документ претерпел разительные изменения. В частности, депутаты более-менее приблизили к текущему состоянию дел границы пороговых значений долей аптечных сетей и фармдистрибьюторов. Но появились и принципиально «новые» идеи, например введение фиксированной наценки на ЛП в рамках одного МНН и формы выпуска. Понятно, что при таких условиях интерес к тому или иному продукту со стороны сети будет диктоваться исключительно размерами маркетинговых бюджетов.
При этом, правда, предполагается ввести ограничения размера выплат за маркетинг. Не хочется комментировать, насколько реалистично контролировать отрасль, представленную примерно 15-ю тысячами юридических лиц и ИП. Особенно если вспомнить, как отдельные российские аптечные сети умудрялись закупать товар на одно юрлицо, права аренды оформлять на другое, а маркетинговые платежи от фармкомпаний принимать на третье. В итоге при предъявлении финансовых требований к таким структурам «мухи» и «котлеты» оказывались надежно разделены.
Но даже если предположить, что маркетинговы...
Нет комментариев
Комментариев: 0