Михаил Грубман: «Нет таких компаний сейчас, которые не почувствовали санкций»
— На конференции «Фармвестника» «PROекции Будущего» вы сказали, что вакцина «Спутник V» проложила дорогу российским фармпроизводителям на зарубежные рынки. Не закрылась ли эта дорога в свете последних событий?
— Мы хорошо себя чувствуем как экспортеры. В прошлом году экспортировали вакцины и оригинальные лекарственные препараты на сумму 2 млрд руб., в этом — сделаем на 3 млрд руб. И дело не в курсовой разнице. С учетом того, что в I квартале курс рубля был высокий, а сейчас — низкий по сравнению с прошлым годом, в среднем за год цены сопоставимы с прошлогодними.
Мы сфокусированы на Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Африке и Ближнем Востоке. В этих регионах с интересом относятся к той продукции, которую мы предлагаем, потому что есть спрос на эффективные продукты по адекватной цене.
Также, глядя на санкционное давление, которое сейчас оказывается на Россию, в неформальных беседах коллеги из перечисленных регионов признаются, что им не очень комфортно от мысли, что такая же участь может постичь и их (не из-за работы с Россией, а в связи с какими-либо политическими событиями. — Прим. ред.). И хотя формально лекарства из-под санкций выведены, но, тем не менее, некоторые бренды свои поставки по факту прекратили.
Так вот эти страны, которые, как и Россия, зависят от западного импорта, дабы обеспечить лекарственную безопасность, регулярно смотрят в сторону новых партнеров и диверсифицируют свой портфель в качестве подстраховки. Это создает хорошие предпосылки для сотрудничества.
— Насколько сложно выполнить условия национальных регуляторов?
— Все эти страны много лет шли по пути гармонизации своего законодательства с FDA и EMA, поэтому они предъявляют такие же требования, как американский и европейский регуляторы. Понятно, что досье российских продуктов, особенно старых, которые регистрировались давно, этим требованиям не соответствуют. Поэтому приходится объяснять, что препарат много лет находится на рынке, проданы миллионы или сотни миллионов доз, он безопасен, предоставлять данные по эффективности, которые есть. Заказчики готовы к диалогу и идут навстречу. Любой регулятор боится, что на рынок попадет опасное лекарство, главное — доказать его безопасность.
— Но помимо безопасности его также интересует эффективность.
— Это так. В любом случае регуляторы открыты. В нашей компании постоянно идет работа по улучшению досье, потому что появляются новые исследования, новые...
Нет комментариев
Комментариев: 0