На краю обрыва. Фармкомпании теряют миллиарды из-за истечения сроков патентов

01.07.2025
...
В ближайшие два года патенты истекут у 50 препаратов-бестселлеров. Выпускающие их фармкомпании увидят падение доходов со 163 млрд до 67 млрд долл. к 2029 году, следует из прогнозов инвестбанка William Blair.
Фото: boy8888/ru.123rf.com

СМИ окрестили 2028 год «великим патентным обрывом» — истекает срок действия интеллектуальных прав множества высокодоходных лекарств с общим торговым оборотом в почти 100 млн долл. 

До конца этого десятилетия патентной защиты лишатся 190 медикаментов — 69 из них приносят свыше 1 млрд долл. ежегодно. Как следствие, к 2030 году вся отрасль потеряет в общей сложности 236 млрд долл. выручки, подсчитали в Evaluate.

На этом фоне бурно развивается сегмент дженериков — американские врачи сегодня выписывают на них более половины всех рецептов, а страховые компании отказываются покрывать стоимость оригиналов, если есть дешевая альтернатива. В 2022 году объем этого рынка был 362 млрд долл., в 2025-м увеличился до 515 млрд долл. В отчете Vision Research Reports указывается, что эта цифра вырастет до 775 млрд долл. к 2033 году. 

Еще более впечатляющая динамика у биоаналогов. Их мировой оборот обещает увеличиться почти в семь раз — с 26,5 млрд долл. в 2024 году до 185 млрд долл. к 2033-му.

Окончание срока патентной защиты создает циклические кризисы в фармотрасли. Последний длился с 2010-го по 2015 год. Очередная волна придется на следующие пять лет.

«ФВ» подготовил обзор 50 самых продаваемых в мире препаратов и их патентов. 

Патентная система за рубежом

Патент дает монопольное право на продажу разработки. В США и Европейском союзе он стандартно действует 20 лет. Отсчет начинается с момента подачи заявки на регистрацию изобретения. В случае лекарств это делается, как правило, в самом начале их исследований.

После получения одобрения европейского или американского регулятора у фармкомпаний остается не больше 14—15 лет на единоличную коммерческую деятельность. После этого рынок мгновенно захватывают более дешевые дженерики и биоаналоги. Как показывает практика, впоследствии продажи оригиналов могут падать на 90%.

Наглядные примеры последствий

Наиболее яркий — Lipitor (аторвастатин) от Pfizer, снижающий уровень холестерина. Один из самых коммерчески успешных препаратов в истории фармотрасли потерял патент в 2011 году. Если в 2009 году объем его продаж составлял 13,8 млрд долл. (четверть от общей выручки компании),  то в 2012 году показатель у...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.