Теперь конкурс
Минпромторг опробует еще один способ стимулировать инновации в фарме
Как мы искали информацию о госфинансировании инноваций
Открытого реестра разработок, в финансировании которых участвовал Минпромторг, нет. Тем не менее информацию все же можно получить из нескольких государственных источников.
Поддержка отечественных разработчиков ведется через программу «Фарма-2020», а если быть точнее, то через две подпрограммы. В 2011 году утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 года и дальнейшую перспективу», а в 2012 году — государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности». Тогда ФЦП стала частью госпрограммы.
Появление госпрограммы было связано с переходом на программный бюджет. Госпрограмма — это стратегия развития определенной области, а ФЦП — решение конкретных системных проблем.
ФЦП «Фарма-2020» должна была обеспечить здравоохранение лекарствами российского производства из Перечня ЖНВЛП, а также профинансировать научные разработки, полученные в результате исследований по другим госконтрактам, научные наработки институтов и фармкомпаний.
В рамках ФЦП проекты финансировались не полностью — часть оплачивало государство, часть должен был привлечь исполнитель. Результат реализации программы можно отследить по реестру госконтратов.
Помимо ФЦП в госпрограмме в 2015 году появился новый инструмент поддержки — субсидии на затраты на реализацию проекта. Сначала это было субсидирование клинических исследований и организации производства лекарств. В 2016 году добавились субсидии на затраты по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию, но улучшенных аналогов инновационных препаратов. В последующие годы цели субсидирования менялись. Отследить, кому выдавались субсидии и на какой проект, можно через электронный бюджет.
«ФВ» решил остановиться на результатах ФЦП. Ее реализация стартовала в 2011-м и закончилась в 2017 году. Для анализа мы взяли только те проекты, которые в том или ином виде касались инноваций. Речь идет о финансировании доклинических исследований, клинических исследований, трансфере зарубежных разработок и создании технологической платформы по разработке и производству лекарственных средств.
В итоге получилось 237 госконтрактов в рамках ФПЦ, которые «ФВ» с помощью фильтра обнаружил на портале «ГосЗатраты» Сумма всех контрактов составила 14,77 млрд руб. Фактически федеральный бюджет заплатил меньше. В ходе реализации ФЦП часть контрактов была расторгнута. В итоге сумма исполненных контрактов уменьшилась с 14,77 млрд руб. до 12,99 млрд.
«ФВ» попросил Минпромторг подтвердить данные.
Кто занимался разработками за государственный счет
Из всех анализируемых контрактов почти половину (101 госзадание) получили различные государственные институты и предприятия (рис. 1). Именно бюджетные организации станут целевой группой для грантов на сумму 2,6 млрд руб. в 2021 году. Сумма контрактов по ФЦП по бюджетным организациям составила 3,9 млрд руб. В основном государственные институты проводили доклинические исследования (79 контрактов на сумму 2,5 млрд руб.) (рис. 2). Это самые недорогие контракты, стоимость которых не превышала 35 млн руб. Еще 19 заданий, выполненных госпредприятиями на 907 млн руб., касались клинических исследований. Только три контракта касались трансфера технологий, но все они были расторгнуты из-за отсутствия научной перспективы. Частные компании занимались и доклиникой — 58 контрактов на сумму 1,8 млрд руб., и трансфером технологий — 52 контракта на 7,6 млрд руб., и клиникой — 28 контрактов на 1,3 млрд руб.
По созданию технологической платформы по разработке и производству лекарственных средств заключен только один контракт с ОАО «Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга». Компания создала платформу по производству лекарственных средств, доставляемых в легкие с помощью блистерного многодозового порошкового ингалятора. Контракт исполнен, но в ГРЛС никаких лекарств не зарегистрировано.
Большинство контрактов (168) завершены, 18 расторгнуты из-за невозможности достичь цели научной разработки, 51 еще находится в стадии исполнения.
Результативность «Фарма-2020»
Наиболее результативны с точки зрения практического здравоохранения мероприятия, которые наиболее близки к регистрации лекарств, т.е. трансфер технологий и клинические исследования.
Трансфер зарубежных технологий — самое масштабное мероприятие по количеству научных работ. В рамках контракта необходимо было получить лицензию на разработку, провести доклинические исследования, разработать технологию производства, провести клинические исследования.
Так как работы начинаются с ранней стадии, то и результат наиболее непредсказуем по сравнению, например, с контрактами просто на клинические исследования. Поэтому из 18 прекращенных контрактов 14 приходятся на трансфер технологий.
Лидером по расторжению контрактов стал «Генериум» — на его счету шесть прекращенных разработок. Из крупных производителей от дальнейших исследований также отказывались «Биокад», «Р-Фарм», «Микроген», Московский эндокринный завод.
Например, Московский эндокринный завод прекратил исследование препарата от боли на основе тетродотоксина. Это сильный небелковый яд рыб, который оказывает нейропаралитическое действие. ФГБУ НЦ ЭСМП не рекомендовал лекарство для клинических исследований, так как риск был выше ожидаемой пользы.
Всего по итогам ФЦП было зарегистрировано 14 лекарств. Из них восемь по контрактам по проведению только клинических исследований и шесть по трансферу технологий (табл.).
Не во всех контрактах есть обязательство зарегистрировать лекарство. Часто контракт считается исполненным по завершении какой-либо стадии клинических исследований. Этим объясняется большое количество завершенных контрактов и небольшое число зарегистрированных лекарств. Впрочем, не все лекарства, вышедшие на рынок, оказались востребованными. Например, левосальбутамол, разработанный ЗАО «Ф-Синтез», преемником которого стала компания «Натива», по данным AlphaRM, за последние годы не продавался.
Фонд для кредитов
Минпромторг публично не оценивал результаты ФЦП. В основном на отраслевых мероприятиях представители министерства говорят в целом о программе «Фарма-2020», не уточняя деталей. При этом формы поддержки отечественной фармы постоянно меняются. Не всегда те, что есть, активно используются участниками рынка.
Например, в 2016 году на субсидии по проектам по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарств сначала было выделено 1,11 млрд руб. Но в итоге на эти цели пошло только 100 млн руб. Миллиард рублей остался невостребованным.
Субсидии на проведение клинических исследований должны были составить 2,62 млрд руб., фактически потрачено 538,6 млн руб., субсидии на организацию производства субстанций могли составить 1,45 млрд руб., но реализовано только 173,7 млн руб.
Тогда зам. министра Сергей Цыб объяснял, что производителям более интересна поддержка в виде льготных кредитов. Для этого непотраченные средства были перераспределены Фонду развития промышленности, который стал эти кредиты выдавать. (Материал о результативности субсидирования российской фармпромышленности «ФВ» планирует опубликовать в одном из следующих номеров.)
«ФВ» уточнил у Минпромторга, какие результаты показал фонд.
Лидером по расторжению контрактов стал «Генериум» — на его счету шесть прекращенных разработок. Из крупных производителей от дальнейших исследований также отказывались «Биокад», «Р-Фарм», «Микроген», Московский эндокринный завод.
Федеральный бюджет
В 2019 году в федеральном бюджете появилась строка расходов — развитие инвестиционной инфраструктуры исследований и разработок в области фармацевтической и медицинской промышленности. Речь шла о создании фонда венчурных инвестиций. Пока ни об одном проекте ничего не известно.
В июне 2019 года Минпромторг объявил о создании совместно с Российской венчурной компанией (РВК) фонда в 4,5 млрд руб., деньги из федерального бюджета выделяются тремя траншами — по 1,5 млрд руб. с 2019-го по 2021 год.
«Фонд будет создан в форме инвестиционного товарищества сроком на 10 лет, инвестиционный период составит 5 лет. Фонд будет инвестировать в российские и зарубежные проекты ранних стадий А, B, B + (фазы I и II клинических испытаний для лекарственных препаратов), посевных стадий и на этапе доклиники», — говорится на сайте управляющей компании. Стоимость одного проекта, который будет поддержан фондом, составит около 150 млн руб.
В декабре 2019 года была выбрана управляющая компания венчурным фондом — ею стала «Юникорн Кэпитал Партнерс». Согласно СПАРК, компания создана тогда же — в декабре прошлого года. Она принадлежит Петру Денисову, Максиму Горбачеву, Алексею Виноградову и ООО «РБВ Менеджмент». Совладелец этого ООО — Алексей Конов, управляющий фондом RBV Capital — другого проекта РВК, созданного совместно с российским фармацевтическим гигантом «Р-Фарм».
Как рассказали в пресс-службе РВК, первые сделки могут быть закрыты в ближайшее время. «Фонд уже приступил к работе и формирует пайплайн проектов», — сообщили «ФВ» в компании.
Что тормозит инновации
На средства венчурного фонда при этом могут рассчитывать как частный бизнес, так и те же бюджетные организации. Это первый опыт рискованных инвестиций государства в проекты фармацевтики такого масштаба, говорит член думского Комитета по охране здоровья Александр Петров.
По мнению депутата, нет разницы, получит эти средства частный бизнес или госструктуры. «Ученым точно не важно, в частном они бизнесе или государственном, они свою задачу будут выполнять. Получится один из 10 проектов — это уже очень хороший результат для венчурных инвестиций, поэтому справится компания или нет — это вопрос риторический», — отметил Петров.
Маленькие организации, не имеющие заказа от государства или крупных фармкомпаний, едва ли могут рассчитывать на помощь Минпромторга, считает зав. кафедрой регуляторных отношений и надлежащих практик Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета докт.экон.наук Захар Голант.
«К сожалению, все госпрограммы поддержки инноваций, к примеру проекты РВК и Роснано, имеют один нюанс — государство категорически не желает вкладывать свои деньги в какие-то рискованные проекты. Те KPI, которые назначаются в момент входа, для малых компаний по сути неисполнимы. Крупные компании могут получать эти деньги на льготных условиях, и даже если что-то пошло не так, а для современных инновационных разработок не так может пойти все, они будут просто воспринимать эти средства как некий бесплатный кредит. И потом просто за счет своей выручки компенсируют государству эти средства», — резюмировал Голант.
Нет комментариев
Комментариев: 0