Выпускник 2017: куда пойти работать?

07.06.2017
00:00
В июне фармрынок труда пополнит очередной пул новоиспеченных специалистов. Далеко не все определились с будущим работодателем, мучительно выбирая между заманчивым зарплатным предложением и перспективной, но пока малооплачиваемой работой. Есть и те, кто не выбрал даже профессиональное направление, где стоит развиваться. Между тем сегодня фарминдустрия может предложить выпускникам немало вариантов для трудоустройства. Как молодому специалисту и работодателю найти друг друга?

По данным портала Career.ru, в 2016 г. только 3% вакансий в фармацевтике были ориентированы на молодых и неопытных кандидатов. В рейтинге отраслей, самых доступных для «зеленых» соискателей, фарма занимает лишь 9-е место. А лидируют по числу предложений для молодых специалистов розничная торговля (26%), финансовый сектор (15% вакансий) и сфера IT (14%).

Меньше всего неоперенных соискателей ждут в самых высокооплачиваемых сферах — энергетике (0,2 вакансий) и нефтянке (0,4%). Понятно, что работодателю хочется сразу заполучить готового специалиста, чтобы не тратить время и деньги на его становление как профессионала. Однако дефицит кадров и желание пополнить кадровый резерв перспективными кадрами заставляет компании поворачиваться лицом к молодым. И если основной массе выпускников сложно найти достойную работу по специальности (потому что без опыта не берут), то талантливые ребята нарасхват.

В поисках талантов

«Мы видим дефицит толковых выпускников и студентов старших курсов, — комментирует ситуацию партнер рекрутинговой компании «Агентство Контакт» Юлия Забазарных. — За наиболее успешных ребят из ведущих вузов буквально идет борьба среди работодателей. Эту тенденцию мы ощущаем и при поиске стажеров на наши программы развития. Молодых кадров сейчас в принципе стало меньше. Во-первых, сказывается влияние демографического фактора, во-вторых, молодежь не стремится в столицу, т.к. есть немало интересных предложений на местах. Крупные российские компании, чье производство сосредоточено в регионах, в последние два-три года стали набирать стажеров на программы развития, чего раньше не делали. Поэтому поиск молодых кадров в столичном регионе усложнился».

По словам эксперта, выходы на талантливую молодежь у каждого работодателя разные. Кто-то дружит с вузами, кто-то организовывает открытые центры оценки, а кто-то постоянно мониторит кадры на ярмарках вакансий. Но в любом случае российским компаниям пока сложно конкурировать с западными, где есть отработанные схемы привлечения талантов на программы развития.

«В международных компаниях спрос на кандидатов без опыта был и остается, — говорит Юлия Забазарных. — Российские компании только в последние несколько лет развивают подобную практику, но в меньшей степени, так как боятся стать «кузницей кадров» для конкурентов. Молодой специалист легко может покинуть компанию, набравшись ценных знаний».

Барьеры

С реализацией программы «Фарма-2020» возможности трудоустройства на фармпроизводстве для молодежи значительно расширились, отмечает исполнительный директор СПФО Лилия Титова. По данным Минпромторга, за последние пять лет открыто более 40 фармпроизводств — новых заводов и площадок на действующих предприятиях. Спрос на специалистов огромный, особенно там, где сосредоточено больше всего новых предприятий — в Калужском и Санкт- Петербургском фармкластерах. Однако молодежи непросто попасть туда, где все устроено по правилам GMP.

«Первая сложность — выпускнику не хватает объема знаний, который требуется сегодня на современном фармпроизводстве, — говорит Лилия Титова. — Актуальность знаний, полученных в вузе, устаревает к моменту трудоустройства. Нормативная база в фармацевтике с каждым годом совершенствуется, и высшая школа не поспевает за ее обновлением. Несомненно, большой процент содержания учебных программ должно составлять то, что актуально на сегодняшний день. Нужно привлекать к преподаванию практиков фармпроизводства — тех, кто может дать студентам эти актуальные знания».

Другая сложность — хотя площадок становится все больше, фармпроизводство остается узким сегментом на рынке труда в сравнении со сферой продвижения ЛС, где велика потребность в медпредставителях, или аптечной розницей (провизоры/фармацевты вообще лидеры по числу вакансий в фарме). Если учесть, что на фармпредприятии работают в среднем 150—200 человек (причем далеко не на всех позициях нужны люди с высшим специальным образованием), и в масштабах всей страны современных площадок пока не так много, становится очевидным, что возможности трудоустройства выпускников весьма ограничены.

«Нужно быть готовым к тому, что начинать придется с малого — должность будет небольшая, зарплата скромная, — предупреждает Лилия Титова. — Но если человек готов к обучению, стремится сделать карьеру на производстве, он всего добьется. Это уже большая удача для выпускника — попасть на фармпредприятие, где работают по международным стандартам качества».

Завышенные ожидания

Ожидания молодых не совпадают с реальностью, констатируют рекрутеры. Особенно это касается выпускников ведущих вузов.

«Многие наши клиенты жалуются, что запросы молодежи не соотносятся с качеством их знаний и уровнем профильной подготовки, — рассказывает Юлия Забазарных. — Кроме того, современная молодежь проще относится к самому понятию карьеры, не стремится работать сразу после вуза, да еще и по специальности, не строит амбициозных планов. Все это усложняет привлечение молодых на программы развития в фармкомпании».

По словам эксперта, тяжелая ситуация сложилась с научными кадрами — сложно привлечь молодых ученых для работы в R&D отделах. Многие не видят для себя перспектив развития на этом направлении в России и уезжают за рубеж.

В продажах и маркетинге ситуация с подбором проще, однако ее усложняет желание компаний нанимать на позиции в этих отделах людей именно с профильным образованием — медицинским, фармацевтическим.

Немногие работодатели готовы брать активных, нацеленных на результат ребят с любым образованием. В основном фармкомпании ориентируются только на выпускников профильных вузов. Информированность выпускников о вариантах трудоустройства оставляет желать лучшего. Об этом не раз говорили представители профсообщества. По мнению Лилии Титовой, стоит более активно задействовать для этих целей такие инструменты, как студенческие фармолимпиады или образовательный лагерь «ФИЛИН». Новая площадка для профессиональной ориентации — Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик Минпромторга России, в штате которого работают инспекторы, имеющие прекрасный разносторонний опыт и знающие российские и зарубежные предприятия на практике.

«Итоги олимипиад и образовательных мероприятий должны стать в вузе предме- том некоего анализа с точки зрения оценки качества знаний студентов, — считает глава СПФО. — Хорошо бы доносить тот объем знаний, включая информацию о возможностях трудоустройства, который получают участники таких мероприятий, до тех, кто не смог принять в них участия. Это могло бы служить хорошим каналом профориентации выпускников».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.