Депутаты предложили вернуть институт наставничества в трудовую практику

10.04.2024
13:01
Своевременное обучение персонала является одним из составляющих надлежащей аптечной практики. Неоценимую роль в этом процессе занимают специалисты на местах, которые обеспечивают преемственность необходимых знаний, навыков и умений фармацевтической профессии. Важную роль наставники играют в работе производственных аптек. «ФВ» разобрался с планами регуляторов вернуть наставников в практику.
Фото: wavebreakmediamicro/ru.123rf.com

История вопроса

В марте ряд сенаторов внесли в Государственную думу законопроект о возрождении института наставничества в трудовую практику предприятий. Он уже получил поддержку правительства.

Авторы инициативы ориентировались на положительный и зарекомендовавший себя в советский период опыт наставничества. Тогда беспрецедентную роль в практической подготовке молодых специалистов и профессиональной адаптации новых работников на предприятии играли авторитетные, опытные и результативные работники, выступающие в качестве наставников, отметили разработчики в пояснительной записке к проекту. Также было отмечено, что программы наставничества реализуются во многих регионах страны, однако единая система не сформирована.

Законопроект также направлен на выполнение президентских инициатив. Создать условия для развития наставничества президент Владимир Путин поручил еще в 2018 году в Указе № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В прошлом году по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей от 18 апреля 2023 года президент поручил правительству разработать поправки в трудовое законодательство, в том числе разработать определения понятий «наставник» и (или) «наставничество», а также предложить механизмы регулирования трудовых отношений, связанных с наставничеством, в различных сферах деятельности (п.1 «б» Пр-1470). Вопросы оплаты труда наставников президент распорядился урегулировать в феврале этого года (п.1 «б» Пр-251ГС).

Возрождение института наставничества также входит в список мероприятий по реализации долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №  3581-р от 14.12.2021.

Авторы инициативы хотят закрепить гарантии работникам, выполняющим функции наставника, и популяризировать наставничество в различных отраслях.

Наставничество станет формой внутреннего совместительства. Доплаты конкретному работнику будут устанавливаться работодателем с письменного согласия работника. Оплата наставничества будет осуществляться работодателем за счет собственных средств.

Что предложили изменить

Изменения планируется внести в ст.60.2 ТК РФ, регулирующую вопросы совместительства, и ст.151 ТК РФ, определяющую порядок оплаты труда совместителей.

Так, предлагается сделать наставничество формой внутреннего совместительства. Порядок привлечения наставника к исполнению им своих обязанностей будет реализовываться путем включения исполнения работником функций наставника в содержание дополнительной работы по такой же профессии (должности), которое реализуется в рамках той же должности путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Согласно ст.151 ТК РФ, за любое совместительство, в том числе внутреннее путем расширения зон обслуживания или увеличения объема работы, работнику производится доплата. Ее размер устанавливается в дополнительном соглашении к трудовому договору с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Законопроект предлагает дополнить эти условия гарантиями, перечень которых пропишут в федеральных или региональных законах, актами социального партнерства, а при их отсутствии — локальными нормативными актами. Доплаты за наставничество конкретному работнику будут устанавливаться работодателем с письменного согласия работника.

Предполагается, что оплата наставничества будет осуществляться работодателем за счет собственных средств, а в случае принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, закрепляющих дополнительные гарантии наставникам, — также за счет средств региональных бюджетов и местных бюджетов.

По мнению разработчиков, законопроект позволит сформировать на федеральном и региональном уровнях единый подход к понятию и содержанию наставничества для каждой профессиональной отрасли. Дополнительные нормативные акты позволят установить требования к наставникам с учетом отраслевых особенностей и закрепить необходимые гарантии для их работы. Это в свою очередь будет способствовать повышению ответственности наставников при исполнении ими своих трудовых функций, уверен авторы инициативы.

Законопроект направлен на популяризацию наставничества в различных отраслях и закрепление трудовых гарантий наставников.

Как оценили инициативу

Инициативу сенаторов поддержали в правительстве. В прилагаемом к законопроекту заключении указано, что совершенствование законодательства в части регулирования вопросов осуществления функций наставника и оплаты труда в связи с выполнением функций наставника заслуживает внимания.

Однако в правительстве указали и на ряд недостатков, которые необходимо доработать.

Разработчикам предлагалось провести анализ необходимости и указать источники дополнительного бюджетного финансирования для оплаты наставников, работающих в государственных и муниципальных учреждениях.

Минфин также указал на необходимость определить место доплат в структуре фонда оплаты труда, т.е. категорию выплат, к которой будет относиться доплата за наставничество. Сейчас из-за отсутствия единого подхода на практике выплаты за осуществление функций наставника относят к разным структурным элементам заработной платы (компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты, социальные выплаты).

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.