Герман Иноземцев: «Инвестиции становятся прицельными и перспективными в долгосрочном плане»
Золотая лихорадка
На прошедшем питерском экономическом форуме стало очевидно, что крупных инвестиционных проектов в российскую фарму теперь гораздо меньше. Практически оказались заморожены и даже пошли вспять проекты с Западной Европой, США и Японией, а те, что развиваются, делают это в основном благодаря российским профильным инвесторам. И именно подобные проекты становятся прицельными и перспективными в долгосрочном плане.
Действительно, прошедшее пятнадцатилетие с 2005 по 2020 год мы с восхищением, а затем и с некоторым изумлением могли наблюдать взрывообразный рост инвестиций в строительство и перевооружение фармацевтических производственных линий в России, а чуть с задержкой и на всем пространстве бывшего СНГ. Как грибы после дождя росли новые линии по твердым формам, жидким формам, позже — биотехнологическим дженерикам и биосимилярам. Причем каждая такая линия могла на 50—150% покрывать потребность страны в том или ином воспроизведенном препарате.
Изумление стало нарастать вместе с очевидным кратным перекрытием производственными мощностями потребностей системы лекарственного обеспечения России и даже ЕАЭС. Золотая лихорадка строительства производств перекинулась и на наших соседей. Доходило до того, что фарминвесторы в первую очередь нанимали управляющих и консультантов с вопросами, как построить наибольшие мощности, совершенно забывая проанализировать вопрос: зачем системе лекарственного обеспечения страны в госпитальном и коммерческом секторах столько дублирующих друг друга производственных мощностей?
Перспективные инвестиции
К счастью, некоторые из развивающих российских производств изначально задавались вопросами портфельного разнообразия и перспективной потребности здравоохранения хотя бы в формах доставки лекарственных препаратов, развивая, например, современные форматы жидких форм. Другие же двинулись по линии развития биотехнологий, а ведь там решается и самый болезненный для всех производителей вопрос зависимости от импортных поставок активных фармсубстанций. Технологически биомедицинское производство, в отличие от технологии тонкого химического синтеза, в гораздо большой степени опирается на собственную «выращенную» и самостоятельно обработанную сырьевую базу.
Новые биологические препараты и биосимиляры в целом более технологически продвинуты, более современны и применимы в большом количестве «сложных» заболеваний и состояний организма. Потребность в них, в том числе в ассортименте, в объемах, растет и в мировом масштабе.
В России столицей современных биотехнологических фармпроизводств стал Санкт-Петербург. Объявленные на экономическом форуме новые проекты и новые стадии текущих инвестиционных проектов лишь еще более подкрепляют этот статус, радуют масштабами и прицельностью новых стратегий.
Например, российский технологический лидер в производстве современных лекарственных препаратов «Фармасинтез», который известен своими мощностями в Иркутске и Тюмени, подписался под инвестициями в 5 млрд рублей, направленных на скорейшую организацию и запуск на полную мощность именно биологических препаратов. Судя по информации из канцелярии вице-губернатора Северной столицы Алексея Корабельникова и пресс-релиза ГК «Фармасинтез», это будет уже четвертая очередь питерского подразделения компании — «Фармасинтез-Норд». Стоит отметить, что инвестиционный проект «Фармасинтеза» в этом суперсовременном фармкластере превысит 20 млрд рублей к моменту завершения всех очередей строительства и перевооружения.
Так что Питер имеет все шансы не только оставаться фармацевтической столицей российского рынка, но и значительно укрепить позиции российских инвесторов именно в направлении технологического лидерства производства долгосрочно перспективных и востребованных современных биотехнологических лекарственных препаратов. Которые, между прочим, имеют и повышенный экспортный потенциал, что в современных реалиях российского крупного фармпрома может стать ключевым поворотным моментом. Но об этом в следующий раз.
Материал партнера: «Фармасинтез»