Медпреды без работы и «оцифровка» врачей: о чем говорили на заседании РАФМ

09.04.2020
17:57
Эпидемия коронавируса приведет к тому, что значительная доля контактов медицинских представителей с фармацевтами и врачами даже после снятия карантина будет происходить заочно. Компаниям-производителям станет сложнее привлекать внимание врачей к своим продуктам, а цифровые сервисы изменят фармацевтический рынок. Об этом шла речь на заседании Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ), которое прошло 8 апреля — впервые в формате вебинара.

Медпредов оцифруют

Диджитал-сегмент фармрынка демонстрирует небывалый темп развития в различных странах мира. Об этом заявил сопредседатель Координационного совета РАФМ Олег Фельдман, открывая встречу на тему «Эволюция технологических решений на службе фармацевтического маркетинга». В этот сегмент входят вопросы, связанные с комплаентностью, образованием, оптимизацией разных процессов и контактами с пациентами.

Олег Фельдман попросил докладчиков поделиться мнением, почему диджитал не так распространен в наших реалиях, предложив не фокусироваться на нынешней эпидемиологической ситуации. Однако обойти эту тему стороной не удалось, поскольку пандемия, судя по всему, подтолкнула этот сегмент к развитию. В результате сразу несколько спикеров поделились своим опытом по цифровизации визитов медицинских представителей.

«Мы создали сервис, благодаря которому медицинский представитель, сидя дома, совершает полноценный визит к провизору или врачу, — рассказал Евгений Гордеев (Breffi). — Наши клиенты видят, что делает их сотрудник, что он говорит. Думаю, когда обстановка нормализуется, они не захотят вернуться к обычным визитам, где очень большая серая зона. Точно станет меньше представителей и точно изменится коммуникация».

Раньше медпред приходил к врачу или фармацевту и занимал их время, а теперь сами медики выбирают, кого им слушать и когда, убежден Евгений Гордеев. И фармкомпании столкнулись с тем, что врачи перестали отвечать на звонки. «Проблема в том, что все попытались рассказать о своих препаратах, которые в условиях эпидемии коронавируса не сильно нужны, поэтому их и стали блокировать», — объясняет спикер.

Пропорция между face to face и digital поменяется на длинном плече, но личные встречи всегда будут актуальны, полагает Максим Стрелец (Onpoint). «Первичный контакт всегда проще лицом к лицу. В рамках очного визита ты видишь эмоции человека, можешь считать обратную связь», — уточняет Стрелец.

Добавленная стоимость

Другие перемены, по мнению экспертов, будут связаны с уникальностью торговых предложений, исходящих от производителей препаратов. Евгений Гордеев считает, что нельзя заставить врача читать 20 писем о дженерике, а у большинства старых молекул на химическом уровне невозможно выделить уникальное торговое предложение.

«Компаниям придется подумать, как добавить эту самую уникальность/ценность посредством мобильного приложения или сервиса, — уверен Гордеев. — К примеру, их препараты будут продаваться вместе с диагностикой, со страховкой, консультацией врача. Мы с вами увидим рассвет подобных вещей».

О том, что уже сегодня предлагают своим потребителям фармацевтические компании в разных частях света, рассказала Шолина Ксения («Валента Фарм»). Например, неинвазивный глюкометр, маска для лечения акнэ при помощи технологии LED, умный термометр, кольцо, которое позволяет следить за сердечно-сосудистой системой, ободок, который помогает побороть бессонницу, умные стельки для пациентов с заболеваниями суставов.

Хотя количество информационных продуктов, направленных на улучшение состояния здоровья, велик, люди довольно быстро теряют интерес к ним.

Только 10% фармацевтических приложений используются ежедневно спустя 3 месяца после запуска, а 75% — забрасываются уже спустя неделю, — привела статистику журнала Admap (январь 2020 года) в своем выступлении Алина Черникова (Publicis ProHealth). Сверхзадача для разработчиков: предложить нечто такое, от чего человек уже не захочет отказываться.

Не навреди

Другая проблема цифровых сервисов — их безопасность, ведь не всегда ясно, насколько они выверены с точки зрения доказательной медицины, рассказал Илья Куприянов («Доктор на работе»). Во всем мире пока нет ответа на вопросы, кто и насколько тщательно должен проверять цифровые устройства и программное обеспечение в сфере e-health, каким должен быть порядок клинических исследований, следует ли их считать медицинскими изделиями и, наконец, кто должен их оплачивать.

Вдобавок недоверие к технологиям объясняется слабым владением информацией о них медицинскими работниками. Такие выводы напрашиваются из анализа данных Digital Doctor Health Tracker Survey компании Ipsos (март 2020 года), в ходе которого были опрошены 1725 врачей из 21 страны мира (Европа, Северная и Латинская Америки, Азиатско-Тихоокеанский регион). 40% респондентов-врачей ни разу не слышали об использовании чат-ботов в здравоохранении, 42% — о дополненной реальности, 60% — о блокчейн. Самый высокий показатель осведомленности у телемедицины: 62% опрошенных отметили, что хорошо в ней разбираются.

Многие врачи опасаются, что чрезмерное увлечение сбором данных о своем здоровье таит в себе риски неправильной интерпретации информации и возникновения ипохондрии у пациентов, добавил Шамиль Ахметзянов (Ipsos).

Тот же опрос Ipsos показывает, что врачи считают системы поддержки принятия решений наиболее перспективным направлением e-health, уточнил Олег Фельдман.

Заседание РАФМ впервые проводилось в формате вебинара и собрало рекордное количество участников — 297. Как пошутили спикеры, это ли не наглядное подтверждение того, что новая реальность наступила.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.