Проблемы большого роста

Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам 2020 года

16.03.2021
Прошлый год для российского фармрынка прошел под знаком ажиотажа и дефицита. Работать приходилось в стрессовых условиях, и все же участники фармрынка продемонстрировали внушительную динамику, особенно в сегментах рынка с государственным финансированием. Розница тоже отличилась двузначным показателем прироста, но ритейл развивался в основном за счет «коронаспецифичных» препаратов, часто в ущерб другим направлениям.

Система сдержек и перекосов

Продукция, подобная «коронаспецифичным» препаратам, далеко не всегда представляет для оптовиков приоритет с точки зрения рентабельности. При этом спрос на высокомаржинальную продукцию в рознице не рос, а чаще заметно сокращался, в том числе на фоне падения доходов населения. По предварительным данным на конец 2020 года реальные располагаемые доходы населения сократились на 3,5%. Худший показатель фиксировался только в 2016 году, и, если бы не пандемия и сопутствующий ей ажиотаж, мы вряд ли бы фиксировали в фармритейле рост.

Ажиотаж и дефектура для всех участников рынка — безусловное зло, и дистрибьюторы тут не исключение. Однако нельзя не признать, что оптовики — те немногие участники системы товародвижения, кто может хотя бы попытаться обратить ситуацию себе на пользу. И в прошлом году такие инструменты тоже задействовались. Спектр возможностей у поставщиков достаточно обширный, начиная с требования предоплаты и до навязывания продукции, не пользующейся спросом, и т.д. Да, механизмы не рыночные, но вполне работающие, во всяком случае, в краткосрочном периоде.

Время для сделок сейчас не очень подходящее. В фармритейле по итогам 2020 года их количество сократилось почти в три раза по сравнению со средними показателями 2018—2019 годов.

К концу прошлого года спрос начал сходить на нет, заболевае­мость пошла на спад, а вслед за ней на нет сошел и ажиотаж. Начало нового года для участников рынка вообще пока не сулит ничего хорошего, продажи падают даже по сравнению с относительно стабильными показателями января-февраля 2020 года, когда о COVID-19 только появлялись первые сообщения. Потребители переходят в режим экономного потребления, но уже не просто отказываясь от покупки продукции не первой необходимости или переориентируясь на укрупненные упаковки, — началось расходование домашних запасов, сформированных осенью прошлого года.

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.