16 марта 2021

Фармацевтический вестник

№7 (1046)

В России

Кто еще лишний

В правительстве прорабатывают меры поддержки для производителей фармацевтических субстанций и препаратов полного цикла. Минпромторг снова предложил рассмотреть вопрос введения так называемого правила второй лишний в отношении стратегически значимых препаратов, выяснил «ФВ». В случае таких изменений заказчик будет обязан отклонять другие заявки на госторгах, если будет подана хоть одна заявка от поставщика препарата полного цикла. Некоторые эксперты опасаются, что введение этого правила может привести к искусственной монополизации рынка. Производители видят в тенденции ограничений на торгах и другие угрозы.

Обдоленные

После принятия Закона о дистанционной торговле маркетплейсы и агрегаторы активно готовились зайти на фармрынок. Многие из них попытались договориться о сотрудничестве с крупными аптечными сетями. С того момента прошел почти год, но рынок так и не увидел громких коллабораций между классическим ритейлом и маркетплейсами. Аптеки заявляют, что электронные площадки не учитывают их наценок, которые, с их слов, составляют в среднем 10% (по данным AlphaRM — 24,9%), и просят за свои услуги 30%. Маркетплейсы эти цифры отрицают. «ФВ» попытался разобраться, возможно ли сотрудничество между онлайном и офлайном.

Слабилен®: верный друг фармацевтов и покупателей

Меня зовут Ольга Четверткова. Я работаю фармацевтом уже более 11 лет. Препараты мои друзья. Они все разные, как и люди. Интересно, если бы бренд был человеком, то каким? Например, Слабилен®. Его любят покупатели и часто спрашивают. Весь 2020 год я плотно сотрудничала со Слабиленом®, помогая покупателям с запорами. И теперь я могу точно сказать, что он верный и дружелюбный помощник. Наверняка и интересный собеседник! Поэтому я решила взять у Слабилена® интервью.

Водяные знаки

Ассоциация морских торговых портов предложила Министерству транспорта расширить список видов деятельности, которые закон позволяет вести на морских пунктах пропуска через госграницу, сообщили «ФВ» в объединении. Она просит разрешить маркировать товар сразу в портах, чтобы не усложнять логистику, поскольку сейчас это могут делать только удаленные таможенные склады. Из-за этого груз приходится везти из порта на склад, а потом обратно в порт и оттуда уже поставлять по стране. Инициатива имеет отношение и к лекарствам, поскольку их партии не всегда приходят с корректной маркировкой от производителя и штрихкоды приходится наносить заново уже в России. Она пока не нашла поддержки в пограничном управлении ФСБ России.

Время для роста

Повышенный спрос на лекарства в условиях пандемии и старт маркировки увеличили нагрузку на логистические центры. Компания «Ланцет» в этих условиях выполнила обязательства перед клиентами по заключенным госконтрактам и увеличила объем приемки и отгрузки препаратов.

По чайной ложке

В Госдуме рассмотрели законопроект, который позволит производственным аптекам готовить новые лекарственные формы из препаратов, а не из субстанций. Кроме того, он предусматривает возможность производить лекарства, которые зарегистрированы в России. Производственные аптеки могут оттянуть на себя часть спроса на заводские дешевые препараты, выпуск которых и так стремительно сокращается.

Эквайринг на социалку

Аптеки Приморского края заявили о необходимости снижения затрат на банковское обслуживание при безналичных расчетах с покупателями. Комиссия банков превышает интерчейндж и становится обременительной для фармрозницы. Аптеки обратились в правительство региона с просьбой оказать содействие в этом вопросе. Взамен они готовы участвовать в социальных проектах, снижая цены для незащищенных слоев населения.

«ФВ» в кубе

«Фармацевтический вестник» 4 марта отпраздновал свой 27-й день рождения. В зале на Шлюзовой набережной в Москве собрались друзья старейшего на фармрынке издания: от журналистов до топ-менеджеров крупнейших фармкомпаний.

Юрий Уляшев: «Передав продукт нам на промоцию, производитель снимает головную боль на три-пять лет»

На фармацевтическом рынке появилась новая компания «Иннова Фарм», экосистема которой специализируется на продвижении продукции фармацевтических производителей. Участниками партнерства стали самый динамично растущий национальный дистрибьютор, B2B-агентство по фармацевтическому маркетингу, входящее в ГК «Бионика», и крупнейшая медийная рекламная группа России. Подробностями в интервью «ФВ» поделился генеральный директор и управляющий партнер «Иннова Фарм» Юрий УЛЯШЕВ.

Оцифруй или проиграешь

Режим самоизоляции заставил даже самых консервативных покупателей осваивать онлайн. Во многих сферах онлайн-продажи давно обогнали офлайн, в других офлайн-магазины удерживают свои позиции, развивая e-commerce как дополнительный инструмент продаж. Лидерами рынка станут те, кто быстрее всех сориентируется в новых условиях, считает руководитель ритейл-направления бизнес-подразделения безрецептурных препаратов и товаров для здоровья Sanofi в России Юрий МОРГАЛЬНИКОВ.

Без минуса нельзя

Возможность поддержания необходимой температуры при перевозке лекарств — один из самых важных пунктов в логистике препаратов. В случае нарушения температурного режима лекарства зачастую не могут использоваться и подлежат уничтожению. В связи с этим требования к выбору холодильно-обогревательных установок строго регламентированы и требуют тщательного внимания от перевозчика. Как соблюсти все необходимые нюансы при перевозке лекарственных средств, «ФВ» рассказал генеральный директор Retail Transport Agency (RTA) Хаким ИБРАГИМОВ.

Аналитика

В мире

Зеленые не пахнут

Патентное законодательство предоставляет ряд возможностей, которые западные фармкомпании охотно используют для защиты своих препаратов от конкуренции. Самым популярным способом таких манипуляций на американском рынке специалисты называют «озеленение», или «evergreening», — выдачу патентов на различные методы применения препарата, его вариации и показания. В России этот способ тоже применяется, и с ним пытаются бороться.

Показательные итоги

Крупнейшие зарубежные фармкомпании представили финансовые отчеты за 2020 год, из которых видно, как пандемия COVID-19 повлияла на них. Пять компаний с самым большим объемом продаж смогли, хотя и незначительно, но увеличить показатели по сравнению с прошлым годом. В то же время прибыли у производителей очень сильно разнятся, от 20% роста у Novartis до падения более чем на 350% у Bayer.

Воспроизведение материалов допускается только при соблюдении ограничений, установленных Правообладателем, при указании автора используемых материалов и ссылки на портал Pharmvestnik.ru как на источник заимствования с обязательной гиперссылкой на сайт pharmvestnik.ru