Время пересобраться. Главные темы 2024 года, по версии редакции «ФВ»
О чем говорят патенты
После 2022 года несколько западных фармкомпаний прекратили ведение бизнеса в России. В фармотрасли все чаще стали говорить о принудительных лицензиях. В феврале 2024 года вышел указ президента о формировании специальной комиссии по принудительным лицензиям. Были разыграны первые конкурсы Минпромторга на разработку препаратов, которые находятся под защитой патентов, по программе «Продукты на полку». Все это вызвало беспокойство у западных фармкомпаний, которые остались работать в России и имеют в портфеле оригинальные препараты. Однако представители Минпромторга на отраслевых конференциях не раз заявляли, что «Продукты на полку» — это только подстраховка на случай, если оригинатор прекратит поставки.
Еще один повод для беспокойства компаний-оригинаторов — регистрация дженериков до окончания действия патентов и регистрация цен на них. Так, под конец 2023 года правительство выдало принудительную лицензию на семаглутид. Ее получили два производителя — «Промомед» и «Герофарм». Компании «МИК» удалось получить принудительную лицензию на несколько патентов, защищающих комбинированный препарат от муковисцидоза «Трикафта».
В 2024 году фармкомпании, владеющие патентами, инициировали несколько судебных дел, требуя от суда запрета на ввод в гражданский оборот и продажу зарегистрированных дженериков. В рамках своих исков они ходатайствовали об обеспечительных мерах, но в 100% случаев суды им отказывали. Минпромторг не прошел мимо этой ситуации и в мае объявил, что правительство обратится в Верховный суд с запросом об унификации судебной практики в части обеспечительных мер по патентным спорам.
Примерно в это же время разгорелся патентый спор вокруг дапаглифлозина («Форсига») компании AstraZeneca. «Акрихин», не дожидаясь истечения срока патента, ввел в гражданский оборот аналог. Эта ситуация отличалась тем, что производители дженериков не ожидали продления патента. Свои варианты дапаглифлозина зарегистрировали сразу несколько и российских, и европейских производителей, многие также зарегистрировали цену. Спор дошел до Верховного суда, который подтвердил, что патент на «Форсигу» действует до 2028 года.
Осенью случилось другое знаковое событие — ФАС оштрафовала «Акрихин» и «АксельФарм» за ввод в гражданский оборот препаратов, защищенных патентом.
Представители Минздрава в течение года заявляли о н...
Нет комментариев
Комментариев: 0