Время пересобраться. Главные темы 2024 года, по версии редакции «ФВ»

21.01.2025
Периоду неопределенности после политических и экономических потрясений последних лет, кажется, приходит конец. И если 2023 год «ФВ» оценивал как время оцепенения, когда многие участники рынка предпочитали занимать выжидательную позицию, то прошедший 2024 год можно назвать годом преобразований. Фармотрасль готова пересобраться, все необходимые для этого приготовления были сделаны. Приходит время адаптации к новым рыночным условиям. Здесь и налоговая реформа, и обновленные правила госзакупок с необходимыми для этого условиями, и новые курсы валют с ключевой ставкой, и даже позиция судов по патентным спорам. Какая фигура получится в итоге, нам вместе предстоит узнать. А пока первый январский номер традиционно посвящен итогам и планам на 2025 год.
Фото: рис. А. Щербаковой

О чем говорят патенты

После 2022 года несколько западных фармкомпаний прекратили ведение бизнеса в России. В фармотрасли все чаще стали говорить о принудительных лицензиях. В феврале 2024 года вышел указ президента о формировании специальной комиссии по принудительным лицензиям. Были разыграны первые конкурсы Минпромторга на разработку препаратов, которые находятся под защитой патентов, по программе «Продукты на полку». Все это вызвало беспокойство у западных фармкомпаний, которые остались работать в России и имеют в портфеле оригинальные препараты. Однако представители Минпромторга на отраслевых конференциях не раз заявляли, что «Продукты на полку» — это только подстраховка на случай, если оригинатор прекратит поставки.

2-1.jpg (181 KB)

Еще один повод для беспокойства компаний-оригинаторов — регистрация дженериков до окончания действия патентов и регистрация цен на них. Так, под конец 2023 года правительство выдало принудительную лицензию на семаглутид. Ее получили два производителя — «Промомед» и «Герофарм». Компании «МИК» удалось получить принудительную лицензию на несколько патентов, защищающих комбинированный препарат от муковисцидоза «Трикафта».

В 2024 году фармкомпании, владеющие патентами, инициировали несколько судебных дел, требуя от суда запрета на ввод в гражданский оборот и продажу зарегистрированных дженериков. В рамках своих исков они ходатайствовали об обеспечительных мерах, но в 100% случаев суды им отказывали. Минпромторг не прошел мимо этой ситуации и в мае объявил, что правительство обратится в Верховный суд с запросом об унификации судебной практики в части обеспечительных мер по патентным спорам.

Примерно в это же время разгорелся патентый спор вокруг дапаглифлозина («Форсига») компании AstraZeneca. «Акрихин», не дожидаясь истечения срока патента, ввел в гражданский оборот аналог. Эта ситуация отличалась тем, что производители дженериков не ожидали продления патента. Свои варианты дапаглифлозина зарегистрировали сразу несколько и российских, и европейских производителей, многие также зарегистрировали цену. Спор дошел до Верховного суда, который подтвердил, что патент на «Форсигу» действует до 2028 года.

2-2.jpg (202 KB)

Осенью случилось другое знаковое событие — ФАС оштрафовала «Акрихин» и «АксельФарм» за ввод в гражданский оборот препаратов, защищенных патентом.

Представители Минздрава в течение года заявляли о н...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.