18 мая 2021

Фармацевтический вестник

№12 (1051)

В России

ФАС заинтересовался френд-зоной

ФАС обратилась к производителям с требованием предоставить копии договоров поставок с дистрибьюторами, которые, по мнению службы, не соответствуют Кодексу добросовестных практик в фармацевтической отрасли. Как рассказали «ФВ» на фармрынке, это первый раз, когда служба заинтересовалась цепочкой «дистрибьютор—производитель». Ранее под внимание антимонопольной службы попадали исключительно первые. Некоторые производители всерьез обеспокое­ны интересом ФАС, в связи с чем не исключают шагов по пересмотру контрагентов. Между тем в запросе надзорного органа среди дистрибьюторов затесалась и аптечная сеть.

Попасть в мелодию

За судьбой «Эркафарма» наблюдали, наверное, все участники рынка. Отрасль знала о планах продажи крупного игрока ее главным кредитором — «Сбером». Покупателем контрольного пакета сети в итоге планирует стать «Катрен». Сделка пойдет на пользу отрасли, уверены опрошенные «ФВ» эксперты. Банкротство и уход сети с рынка могли иметь негативные последствия для других игроков.

Эпоха больших перемен АСНА

Коронавирус усилил внимание к фармацевтической отрасли как со стороны граждан, так и со стороны государства. COVID-19 заставил по-новому взглянуть на бизнес. Для многих это был непростой период: пришлось меняться в режиме форс-мажора и адаптироваться к новой реальности. Компании пересматривали бизнес-процессы, сотрудники — адаптировались к ним. Новые сильные игроки на фармрынке борются за потребителя. Конкуренция возросла в разы, и самостоятельно небольшим аптечным сетям или аптекам-одиночкам уже не справиться. Сегодня они объединяются, чтобы построить эффективные коммуникации с поставщиками и производителями, развиваться и открывать для себя новые возможности. Свою передовую стратегию рынку предлагает ГК АСНА.

Ценник на прощание

Фармрозница обеспокоена грядущими изменениями цен на ЖНВЛП. Став финансово непривлекательными, многие позиции могут уйти с рынка. Это вызовет волну негатива среди клиентов аптек и сильно пошатнет позиции отечественных производителей. Некоторые из них смогут переключиться на более доходные продукты, в других случаях снижение доходности и отсутствие инвестиций приведет к постепенному умиранию производства.

Пропуск в царство Морфея

Утром попали в пробку и опоздали на работу. Трудовой день прошел без минуты отдыха, а вечером еще пришлось делать с сыном уроки. Кажется, что в таком напряженном графике о хорошем сне можно только мечтать. Препарат «Валосемид®» обладает седативным действием и может применяться при нарушениях засыпания.

Защита встала под вопрос

Правительства разных стран обсуждают идею снятия патентной защиты на вакцины для профилактики COVID-19. Предложение в том числе поддержали США и Россия. В то же время фармпроизводители сообщают, что на доступность вакцин в мире влияют не патентные права, а другие проблемы, включающие логистику, нехватку сырья и производственных мощностей. К тому же, пока не ясно, как технически может быть реализован механизм отмены патентных прав на вакцины против коронавируса.

Полный доступ

Члены Совета директоров AIPM обсудили необходимость внедрения пациенториентированного подхода в российском здравоохранении. В ассоциации обеспокоены недостатком финансирования лекарственного обеспечения и инновационных разработок, а также систематическим нарушением патентных прав оригинаторов. Об этом они говорили на форуме Института Адама Смита.

Температурное картирование с пробелами

Температурное картирование помещений — одно из требований надлежащей дистрибьюторской практики (GDP). Оно подтверждает правильные условия хранения фармацевтической продукции. При этом детальной нормативной базы по регламенту его проведения нет, жалуются средние и мелкие дистрибьюторы. Услуга сторонних организаций, по их словам, стоит дорого, а в некоторых регионах таких вовсе нет. Крупные же компании могут себе позволить штатных специалистов и целые профильные отделы.

Десять ошибок маркетолога

Фармацевтические компании в среднем тратят 2,6 млрд долл. на маркетинг каждого препарата, который они выводят на рынок, следует из данных NCBI (Национального центра биотехнологической информации, США). Насколько эффективны эти расходы, сказать сложно, однако, как и в любом другом деле, без промахов не обходится. По просьбе «ФВ» генеральный директор компании Rx Code Денис Вязников составил перечень наиболее распространенных ошибок.

Аналитика

Особая закупка

Незарегистрированные препараты закупаются только по решению врачебной комиссии и требуют специального разрешения Минздрава на ввоз. Несмотря на сложность процедуры, затраты регионов растут. В 2019 году на покупку незарегистрированных лекарств регионы потратили 758,6 млн руб., в 2020 году затраты выросли в 2,7 раза, превысив 2 млрд руб. Чаще всего закупаются лекарства для лечения редких заболеваний. Абсолютный лидер по поставкам в денежном выражении — компания «Фармимэкс».

Импорт переходит границы

В 2020 году на рынке обращались лекарства, поставленные 371 корпорацией из 53 стран мира. Такое количество иностранных поставщиков стабильно в течение последних трех лет. Например, в 2019 году — 376 корпораций из 54 стран. Основная масса импортных лекарств присутствует в ритейле: в денежном выражении на аптечные продажи приходится 73%, на госзакупки — 27%.

Пал по плану

После рекордных показателей, которые демонстрировали импортеры лекарств в 2019 году, прошлогодние результаты выглядели скромно — участники рынка работали на запасах, находящихся на складах. Эту тенденцию не смог переломить ни коронавирус с резким ростом спроса на отдельные препараты, ни девальвация рубля.

В мире

Воспроизведение материалов допускается только при соблюдении ограничений, установленных Правообладателем, при указании автора используемых материалов и ссылки на портал Pharmvestnik.ru как на источник заимствования с обязательной гиперссылкой на сайт pharmvestnik.ru