5 ноября 2019

Фармацевтический вестник

№36 (991)

В России

Попробуй отбери

Рассуждая о процедурах согласования единых правил регистрации лекарств для стран — участниц Евразийского экономического союза, эксперты отрасли прибегают к аллегориям из басни «Лебедь, рак и щука». И тому есть вес­кие основания. Отсутствие указания формы «ин балк» в регистрационных удостоверениях для российских производителей несет риск отмены льготной 10%-ной ставки налога на добавленную стоимость для этой формы. Дальнейшая цепочка негативных последствий может в конечном счете привести к вымыванию отечественных препаратов с евразийского рынка. Пока попытки отстоять льготный НДС не находят понимания в регуляторных органах государств — членов cоюза. Тем временем подконтрольный орган Минздрава призывает производителей ускорить подачу регистрационных досье на соответствие правилам ЕАЭС.

Финголимодом едины

Копилка патентных споров в фарме пополнилась еще одним судебным процессом. Одна из крупнейших компаний — Novartis — подала иск к российскому производителю лечебной косметики «Рефарм». Ситуацию проясняет название препарата, по которому началось разбирательство в Московском арбитражном суде.

Охота на ведьм

Ситуация с принятием закона о дистанционной торговле лекарствами уникальна. Практически еженедельно эксперты рынка делятся слухами о сроках рассмотрения документа во втором чтении. Но час Х оказался величиной непостоянной. В Госдуме «ФВ» сообщили, что законопроект планируют рассмотреть в этом году. Очевидно, что затягивание процесса связано с рядом разногласий по тексту документа. Судя по тому, насколько активно в публичной плоскости обсуждается необходимость внесения в закон возможности доставки рецептурных препаратов, — это главный пункт, за который идет жесткая битва.

Сговор против кооперации

Арбитражный суд Поволжского округа направил на новое рассмотрение дело о татарстанском картеле на рынке медицинских изделий. Он поддержал доводы компаний и ИП, изложенные в кассационной жалобе. Фигуранты дела утверждают, что не могут быть наказаны за незаконные согласованные действия, потому что входят в одну группу, а для них закон делает исключение.

Щепки летят

С 1 января 2021 года контрольно-надзорные требования для фармацевтического рынка должны стать понятными, прозрачными и не противоречить друг другу. Для этого проводится административная реформа — регуляторная гильотина, которая вычистит все ненужные и противоречащие друг другу нормативные акты. Как стало известно «ФВ», Мин­здрав уже подготовил проект постановления правительства об отмене ряда норм. Бизнес согласен не со всеми предложениями ведомства.

Идем на повышение

Проблема повышения потенции актуальна была всегда и остается такой в наше время. Изобретение абсолютно нового лекарства для лечения эректильной дисфункции стало приятным сюрпризом как для пациентов, так и для компании, которая на многие годы закрепила за собой право поставлять на рынок всеми желанный препарат. Теперь эра «Виагры» закончилась, и отечественные производители «съедают» долю оригинальных ЛП.

Дороже денег

В российском законодательстве не прописаны требования к проведению комплексной оценки эффективности и экономической обоснованности применения инновационных медицинских изделий. Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава намерен изменить ситуацию. Эксперты отмечают, что результатом расходов на инновации должны стать дополнительные качественные годы жизни трудоспособного населения. Именно этот показатель заложен в нацпроект «Здравоохранение».

Ждут отсрочки

Информация о переносе маркировки, хотя и не подтвержденная, добавила свердловским аптекарям уверенности в себе. Некоторые из них рассчитывают сохранить режим ЕНВД до 2021 года, остальные надеются, что отсрочка поможет решить накопившиеся вопросы. Росздравнадзор грозит потенциальным нарушителям штрафами.

Можно выйти

Одни фармпроизводители мечтают свои препараты включить в Перечень ЖНВЛП, другие — исключить. До принятия очередных поправок, касающихся перерегистрации цен на все ЖНВЛП, правом подачи предложения об исключении лекарства из перечня фармпроизводители практически не пользовались. Теперь это устойчивая тенденция.

Сервисы с онлайн-дороги

Региональные аптечные сети не видят перспектив в IТ-сервисах продвижения товара онлайн. Доля посетителей сайтов аптек не превышает 3—5% от покупательского трафика офлайн. Компании, предлагающие онлайн-продвижение, уверены, что смогут увеличить трафик в аптеки и конверсию на сайтах.

Страшная сила

На последнем заседании РАФМ по теме «Cила продуктовых брендов vs cила аптечных сетей: Прогнозы исхода битвы титанов» представители фармсообщества обсуждали противостояние собственных торговых марок (СТМ) аптек и лекарственных брендов производителей. Приход СТМ — яркая характеристика текущего состояния розничного фармацевтического рынка. Подобной активности со стороны аптек не было несколько лет назад и вряд ли она сохранится в будущем. К такому выводу пришли участники дискуссии.

Высокотехнологичные мошенники

Рекламные агентства обкрадывают фармацевтический рынок на десятки миллионов рублей, обещая продвижение в интернете, рассказали эксперты. Неопытным в электронной коммерции фармпроизводителям подсовывают фальшивый трафик посещений. В связи с этим компании ищут более эффективные способы оценки эффективности рекламы.

С иммунологией по жизни

В этом году свой юбилей отмечает президент фармацевтической компании АО «Пептек», канд. хим. наук Татьяна Михайловна АНДРОНОВА. Она более 50 лет проработала в ФГБУН «Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова» РАН, является автором более 200 публикаций, 11 патентов, 37 авторских свидетельств.

Маркировка должна быть маркировкой

Если производители не добьются обратного, с 1 января 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1557 от 14.12.2018 все субъекты обращения лекарственных средств должны будут вносить в систему мониторинга сведения обо всех лекарствах. Запуск маркировки требует высокой степени готовности нормативной базы. Будущее правоприменение мониторинга лекарственных средств вызывает некоторые вопросы — так, термин «маркировка» не определен в профильном законодательстве с должной корректностью.

В мире

Аналитика

Битва за дыхание

За январь—август 2019 года продажи в сегменте снизились на 8% в деньгах и составили 7,9 млрд руб. (рис. 1). С начала текущего года аптеки отпустили 60,8 млн упаковок отхаркивающих средств. В  натуральных показателях также наблюдается спад — -11%. Средневзвешенная стоимость упаковки в отчетный период стала на 3% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Куда бежать от стресса

Исследовательский холдинг «Ромир» в ходе опроса населения* задал респондентам ряд вопросов на тему стресса в современном мире. Россиянам было предложено оценить свою подверженность стрессу, назвать основные проявления и факторы, его вызывающие. Результаты исследования показали, что стрессу подвержено подавляющее число россиян.

Аптеки в миноре

Динамика продаж лекарственных препаратов в аптеках в 2019 году заметно отличается от тенденций прошлых лет. Впервые за длительный период потребление лекарств в упаковках падает (-1,5% за первые 9 месяцев 2019 года к аналогичному периоду 2018 года). С 2015 года динамика этого показателя была положительной. Также отметим, что в последнем квартале вернуться в плюсовую зону рынок сможет только при затяжном и превышающем эпидпороги уровне заболеваемости ОРВИ и гриппом. Но Минздрав такой картины не прогнозирует. Таким образом, по итогам 2019 года прирост рынка в рублях составит не более 3%, тогда как в упаковках останется в отрицательной зоне — около -1%.

Фармкружок

Воспроизведение материалов допускается только при соблюдении ограничений, установленных Правообладателем, при указании автора используемых материалов и ссылки на портал Pharmvestnik.ru как на источник заимствования с обязательной гиперссылкой на сайт pharmvestnik.ru