11 сентября 2018

Фармацевтический вестник

№28 (941)

В России

Беги, Андрей, беги!

Российские фармацевтические компании по-разному строят стратегию своего развития. Есть нишевые компании, фокусирующиеся на одном-двух сегментах. Есть компании, которые стараются покрыть как можно больше сегментов и, не доминируя ни в одном из них, добиваются объема продаж за счет эффекта присутствия. Безусловно, для многих российских компаний большим подспорьем стали преференции локальным производителям, за счет которых в госзакупках стал возможен быстрый рост. Тем интереснее компании, придерживающиеся иной стратегии: равномерное развитие в большом количестве сегментов фармрынка с достижением высоких рейтинговых позиций в каждой из них. И при этом не в госзакупках, а в аптечной рознице, в которой нет никаких преференций, все по гамбургскому счету. В качестве примера воплощения подобной стратегии в жизнь можно привести ФП «Оболенское».

Пора просыпаться

В ходе III GMP-конференции, которая состоялась в середине августа в Казани, вопросам GMP-инспектирования в рамках ЕАЭС было отведено особое внимание. Как известно, страны — участницы союза договорились о переносе переходного периода, в течение которого в рамках регистрационного досье возможно предоставление национального сертификата GMP. Эта мера будет действовать до конца 2020 г. Однако 2021 г. не за горами, и эксперты опасаются, что компании в надежде на очередные послабления со стороны регуляторов вовремя не озаботятся подготовкой своих площадок. В ходе мастер-класса по GMP-инспектированию об особенностях требований Правил GMP ЕАЭС рассказала директор по качеству компании «Акрихин» Ольга МАКЛАКОВА. Эксперт также согласилась побеседовать с «ФВ» и объяснить, почему нельзя откладывать подготовку к GMP-инспекциям ЕАЭС.

Про щук и карасей

Быть владельцем небольшой московской аптечной сети среди адептов большого чека — значит держать руку на пульсе 25 часов в сутки. Выжить в эпоху жесточайшей конкуренции и мощной консолидации рынка можно, только имея, как говорится, дополнительные козыри. Абсурд, но иногда для победы над гигантом, открывающим точку по соседству, достаточно иметь в своем ассортименте пипетку. Об этом и других казусах противоборства мелкой и крупной розницы «ФВ» рассказал директор сети «Аптека Никольская» Николай ЗУБ.

Узкое горлышко

Страны — союзницы ЕАЭС приступили к приему заявлений на проведение инспектирования производственных площадок на соответствие правилам GMP союза. По заявлению представителей Евразийской экономической комиссии, первыми странами, получившими заявки, стали Казахстан и Беларусь. Однако эксперты выражают сомнение в том, что процесс перехода на GMP союза пройдет безболезненно.

Я спросил у ясеня

Фармацевтический рынок вновь возвращается к попытке создания единого номенклатурного справочника лекарств. Помимо частных компаний в гонку включился Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) со своим национальным каталогом товаров. Создание нормализованной базы данных позволит не только снизить погрешности, но и эффективнее управлять ассортиментной матрицей, улучшая продажи.

Дело техники

Минобранауки на портале regulation.gov.ru разместило третью версию поправок к Гражданскому кодексу РФ, касающихся принудительного лицензирования лекарств для экспорта. Речь идет о специфическом механизме принудительного лицензирования, предусмотренном международными нормами. Россия как член ВТО обязана ввести в национальное законодательство процедуру выдачи принудительных лицензий. Но СМИ в юридические тонкости вникать не стали, и получилась очередная страшилка для компаний — владельцев патентов на лекарства. Правда, масла в огонь подливает и сам разработчик.

Перечень мечты

Комиссия Минздрава по формированию перечней ЛП 4 сентября начала последний марафонский забег по их пересмотру. Ей предстоит рассмотреть 118 позиций. С 2019 г. работа комиссии изменится, она будет собираться ежеквартально, а значит, сможет более детально изучать поступившие предложения по включению или исключению препаратов.

Ленивые инновации

Информация в «дорожной карте» ЕГИСЗ о создании сервиса поддержки принятия врачебных решений (СППВР) ввела экспертов в ступор, поскольку невозможно сформировать единую систему по всем направлениям. В Минздраве пояснили, что речь идет о множестве частных и государственных систем, которые регулятор будет поддерживать ради клинической эффективности.

В поисках здравого смысла

Основные драйверы роста фармацевтического рынка будут заложены в стратегию «Фарма-2030» — проект, который столь оживленно обсуждается представителями отрасли. Игрокам рынка важно донести до регуляторов свое видение того, какими должны быть механизмы поддержки. И, как часто бывает, мнения экспертов разнятся. Горячая дискуссия о драйверах роста фармацевтического рынка развернулась в рамках III Всероссийской GMP-конференции, которая проходила в Казани, между экспертом, представляющим интересы международных компаний, и представителем крыла отечественной фармы.

Фармацевтический гастарбайтер

Нехватка фармацевтических кадров на рынке труда — острая проблема. Потребности рынка в кадрах не покрывают выпускники профильных вузов и ссузов, тем более что аптекам приходится конкурировать за профессионалов с фармацевтическими компаниями. Заполнить кадровые бреши иностранцами, как это сделано во многих учреждениях здравоохранения, невозможно — на этот счет существуют законодательные ограничения.

Контрольная работа

Аптеки существуют в условиях жесткой конкуренции, в том числе кадровой. При этом в деятельность фармрозницы вносится немало нововведений. Насколько они будут способствовать улучшению ситуации в аптеках и повышению качества лекарственной помощи населению?

На шаг впереди

В начале 2018 г. многие эксперты рынка предрекали тяжелое лето для региональных аптечных сетей. Федеральные дискаунтеры заявляли о неудержимом росте, весной рынок узнал о продаже сети «Самсон-Фарма» (одной из старейших аптечных сетей Москвы). Многие собственники небольших региональных сетей получили письма от федералов с предложением продать свой бизнес. Дистрибьюторы также внесли свой вклад, предложив всем собственникам сетей оформить личное поручительство или банковские гарантии.

Два коротких гудка в тумане

Импортозамещение в медицине стало одной из ключевых тем форума «Технопром—2018» в Новосибирске. Производители медизделий сетовали на непрозрачность рынка сбыта. Им даже удалось обратить внимание Президента РФ Владимира Путина на недостаточность преференций для отечественных фирм. Однако никаких рецептов глава государства не предложил. «ФВ» выяснил, каких мер поддержки ждут производители.

Пока никто не умер

Свердловское УФАС возбудило дело в связи с реализацией БАД под видом лекарств. Аптекари уверены, что теневые продажи уже составляют реальную конкуренцию фармрознице, теряющей выручку на стагнирующем рынке. Скептики говорят, что проблема преувеличена.

Угол зрения

Арбитражный суд Пермского края удовлетворил иск краевой клинической больницы к ТФОМС и СМК «РЕСО-Мед». ЛПУ пытались заставить возвратить пациенту деньги, которые он заплатил за подбор и покупку импортных интраокулярных линз, поскольку данный вид медицинской помощи входит в ОМС. После изучения терпрограммы госгарантий суд признал правоту медицинской организации. ТФОМС обжалует судебный акт в апелляционной инстанции и ссылается на прямо противоположное решение, вынесенное по аналогичному делу с участием больницы в Березниках.

Работа на доверие

Управляющий директор компании Servier в России Яна РОСТОВЦЕВА в беседе с генеральным директором ООО «Аарон Ллойд» Юрием УЛЯШЕВЫМ делится своими взглядами на будущее фармацевтического рынка и рассказывает о принципах работы компании, планах на будущее, а также о своей любви к Франции и импрессионистам.

Экспресс-анализ программы лояльности аптечной сети

В ИД «Бионика Медиа» вышла новая книга Павла Лисовского «Аптека в плюсе» под редакцией Германа Иноземцева. Представляем читателям главу из этой книги. В ней не будет готового рецепта идеальной программы лояльности, так как такая программа разрабатывается индивидуально под каждую аптечную сеть и учитывает особенности рыночного окружения, политику ценообразования, формат аптек, портрет потребителя. В ней рассматриваются основные требования к программе лояльности покупателей, наиболее часто встречающиеся заблуждения относительно дисконтных моделей, ошибки запуска и поддержки, проблемы учета, а также оценки маркетинговой логики и экономической эффективности.

Скрестить ужа с ежом

В статье «Набить цену» («ФВ» № 13 (926) от 17 апреля 2018 г.) мы охарактеризовали текущую ситуацию в области репутационных исследований и предложили читателям эксперимент: исследование восприятия имиджа компаний-производителей. Оно было проведено в сотрудничестве с коммуникационным агентством ProHealth-Publicis.

Третья высота

В фармбизнес широко проникают инновации, связанные с эволюцией CRM-систем. За последние 10 лет они прошли путь от создания простых баз данных до автоматизации сложнейших бизнес-процессов. Современные CRM-системы (Veeva, Sugar CRM, Microsoft Dynamics и др.) являются по сути отражением логики бизнеса конкретной компании и в свою очередь требуют от пользователей вдумчивого и вовлеченного отношения.

Экспертиза

Аналитика

В мире

Фармперсонал

Жар руками регулятора

Шестьдесят два процента работников аптек одобрили обозначенную в проекте стратегии «Фарма-2030» инициативу по сокращению числа аптечных точек. Таков главный результат опроса, проведенного исследовательским центром компании Pharmznanie. При этом в то, что инициатива будет реализована и сокращение аптек реально произойдет, верят только 34% респондентов.

Я пришел к тебе с визитом

Визиты медицинских представителей — главный источник информации о ЛС для подавляющего большинства врачей-педиатров, однако испытывают к ним высокую степень доверия лишь треть докторов. Еще меньше рассматривают визиты в числе наиболее полезных каналов профессиональной информации, свидетельствуют результаты исследования компании Тop of Mind MR&C. Какая тактика поможет повысить ценность визитов для врачей и поднять доверие к медпредставителям?

А я, приятель, сед

Новость о грядущем повышении пенсионного возраста вызвала массу споров. Сегодня на рынке непросто найти работу людям 40—45+. Эксперты высказывают предположение: чтобы выдержать конкуренцию с более молодыми коллегами, «серебряным» кандидатам придется стать гибче в вопросах зарплаты и условий труда.

Редкая птица

Спрос со стороны компаний на позицию руководителя по строительству значительно превышает предложение соискателей. Успешные кандидаты получают сразу несколько офферов. В последние три года количество вакансий в среднем увеличивается на 20—30% в год. Рынок потенциальных кандидатов при этом не расширяется.

Всему голова

Интранет из популярной «фишки» стал рабочим инструментом, позволяющим быстро решать типовые задачи от выдачи справок до производства субстанции биологических препаратов.

Навигатор

Уравнение с неизвестными

Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ сотрудники должны получать равную оплату за труд равной ценности. Другими словами, одинаковая должность — одинаковая зарплата. И если в компании работает 10 менеджеров по продажам, их надо принять на одинаковую ставку. Оправдать разницу сложно, тем более что закон не дает для этого никаких инструментов.

Прекрасное далеко

Работа в фармацевтических компаниях — вопрос, который стоит ребром перед многими врачами. Это направление бизнеса популярно, но, тем не менее, решение о переходе в фарму непросто дается кандидатам без опыта, которые сомневаются в возможности карьеры в этой сфере, несмотря на наличие интересных предложений.

Фармкружок

Фармnews

Воспроизведение материалов допускается только при соблюдении ограничений, установленных Правообладателем, при указании автора используемых материалов и ссылки на портал Pharmvestnik.ru как на источник заимствования с обязательной гиперссылкой на сайт pharmvestnik.ru